Главная > Переписка > Письма А. Г. Венецианова Милюковым > Милюковы — корреспонденты Венецианова
Поиск на сайте   |  Карта сайта
  • .


Милюковы — корреспонденты Венецианова

А.П. Мюллер

Письма А. Г. Венецианова адресованы Николаю Петровичу и его отцу, Петру Ивановичу Милюковым, с которыми художник познакомился в 10-х годах прошлого века. Милюковы — помещики Вышневолоцкого уезда Тверской губернии, но имения их ближайших родственников, носящих ту же фамилию, распространялись и на другие уезды: Кашинский, Ржевский, Весьегонский.

Из бумаг семейного архива Милюковых, предоставленного Яковом Петровичем Милюковым в конце 80-х годов В. А. Плетневу, члену Тверской Ученой Архивной Комиссии для разработки, видно, что в конце XVII или начале XVIII столетия род Милюковых разделился на две ветви. Петр Иванович и его сын Николай Петрович — потомки Егора Милюкова; внук последнего, Иван Иванович (1730—1776), флота капитан, и его жена Софья Андреевна, рожденная Наумова (1740—1810) — родители Петра Ивановича, гвардейского ротмистра (1773—1849), в те годы, о которых идет речь в письмах, уже находившегося в отставке и проживавшего то у себя в имениях Вышневолоцкого уезда, Тверской губернии, то в Москве в собственном доме на Садовой, близ Таганки. Это были богатые и властные помещики, поместья которых, Поддубье и Островки, славились прекрасным местоположением близ озера, красивым домом, садом с разными барскими затеями и широким образом жизни хозяев. К концу XIX в. многосемейность и жизнь сверх средств привели семью Милюковых к полному оскудению. У Петра Ивановича были братья и сестры, часто упоминаемые в письмах Венецианова: Павел — секунд-майор (1762—1792), Иван (род. в 1772 г.), гвардейский корнет, женатый на Евпраксии Тимофеевне, рожденной Веселаго (1775—1863), и сестры: Александра, Любовь (в замужестве княгиня Путятина) и Надежда. У Павла был сын Валентин, у Ивана и Евпраксии Тимофеевны — сыновья Владимир (1806—1839), подпоручик «пионер» и Владислав (1816-1864). От брака Петра Ивановича с Прасковьей Васильевной, рожденной Лепехиной (1784—1833) родились дети: Николай Петрович (1802—1889), лично крещеный Александром I и Марией Федоровной; был женат на Агриппине Кононовне, рожденной Милюковой (1802-1863), служил по Межевому ведомству; Павел (1813—1895) умер в чине полковника в отставке; Пармен, Василий (1814—1872), умер в чине генерал-лейтенанта; Александр (1816—1897), писатель, петрашевец, поклонник идей Фурье; Иван (1821—1834), Владимир и дочери: Варвара (1809—1877), в замужестве за генералом Печугиным, Евпраксия, монахиня (ум. в 1870), Елизавета (ум. в 1878), Екатерина, Софья, Александра (1818—1897), Анна (1819—1896) и Сусанна (ум. в 1858).

Николай Петрович и его жена, Аграфена Кононовна, Милюковы имели также многочисленное потомство: Петра (род. в 1830), Николая (1833—1895), Конона (1835— 1871), Лидию (род. в 1832), Елизавету (род. в 1836), Михаила (1845-1875) и Арсения (1846—1905).

На страницах тех же писем упоминаются семьи Веселаго, Ладыгиных, Стромиловых, князей Путятиных, Ракчеевых (Аракчеевых), Кожиных, Березиных и других, находившихся в близких родственных или дружественных отношениях к семье Милюковых.

В письмах упоминаются поместья представителей семьи Милюковых Вышневолоцкого уезда, Тверской губернии: Поддубье, Островки, Маковищи, Поженки, Сытине, пустоши: Губино, Веретья, Жерновка, Починок. На семейном кладбище их родового поместья, села Поддубья, похоронено большинство членов этой семьи, упоминаемых в письмах: Иван Иванович старший, его жена, Софья Андреевна, Николай Петрович, Аграфена Кононовна, Владимир и Владислав Ивановичи, Анна Петровна и многие другие, в письмах Венецианова не упоминаемые. Некоторые члены обширной Милюковской семьи, как-то: Василий и Александр Петровичи, Александра и Варвара Петровны и семья Иосифа Ивановича Веселаго жили обычно в Петербурге, поддерживая с художником тесное общение.

В отделе Иконографии Государственного Исторического музея в Москве мне удалось обнаружить шесть портретов семьи Милюковых, упоминаемых в письмах, среди них — портреты Петра Ивановича и Николая Петровича.

Иван Иванович Милюков (1730—1776) флота капитан, «от дворян депутат, уездного суда первый заседатель». Изображен погрудно, 3/4 вправо (почти прямо-лично), в красноватом рединготе, в жилете с цветочками, с жабо. Портрет крепостной работы 70-х годов XVIII в. Размер: 53,5Х41,5. Холст. Масло.

Софья Андреевна Милюкова, рожденная Наумова (1740—1810), жена И. И. Милюкова, мать Петра Ивановича. Изображена погрудно, 8/4 влево, в пожилом возрасте (болезненного вида), в голубоватой мантилье, с кружевной оборкой у шеи, в большом белом чепце. Крепостной работы 1790-х годов. Размер: 70X56,3. Холст. Масло.

Петр Иванович Милюков (1773—1849), средних лет, полный шатен, сидит в кресле красного дерева, облокотясь правой рукой на его спинку; изображен погрудно, 3/4 вправо, в темнозеленом сюртуке, на темном фоне стены. Подписи нет. Портрет 20-х годов XIX века. Размер: 37,8Х28,7. Холст. Масло.

Николай Петрович Милюков (1802—1889). Умер в чине статского советника. Изображен в пояс, прямо-лично, в мундире с красным, шитым золотом воротником и такими же обшлагами, в белом батистовом высоком галстуке, в белых перчатках, с орденом Анны на шее. Без подписи и даты. 1830-х годов. Холст. Масло.

Варвара Петровна Милюкова, по мужу Печугина (1808—1877), сестра Николая Петровича. Жила после замужества в Петербурге. Изображена, сидя у стола, погрудно, 3/4 вправо, в сером платье, с темной пелеринкой, на шее бледно-голубой платочек. Правая рука ее перелистывает страницы книги, лежащей перед ней на столе. На том же столе перед ней — белый кувшинчик блестящей поливы, с букетом ярких садовых цветов; справа видны два подсвечника; слева заметна часть оконной ниши. Стены комнаты зеленые. Этот маленький прекрасный портрет среди других милюковских портретов Исторического музея выделяется своей утонченной гармонией красочных сочетаний и оригинальной прелестью своей композиции. Подписи нет. Холст. Масло.

Анна Петровна Милюкова, девица, сестра предыдущей, молодая брюнетка (1819 — 1896). Изображена, сидя в кресле с высокой спинкой, поколенно, 3/4 влево, взгляд на зрителя, облокотясь головой на правую руку, левая рука подпирает локоть правой; одета в темно-коричневое пли черное (?) платье, с открытыми шеей и руками; на левой руке браслет, на шее нитка жемчуга, в ушах длинные, грушевидной формы, жемчужные серьги. Мода и прическа (бандо, спущенные на уши) 40-х годов. Подписи нет. Холст. Масло.

Владислав Иванович Милюков (1816—1864), сын И. И. и Е. Т. Милюковых, владельцев Дубровского, кузен Николая Петровича. Изображен в рост, сидя на стуле, 1/2 вправо, в сюртуке, с длинной трубкой в правой руке. Портрет конца 40-х, начала 50-х годов. Большой силуэт на бумаге. Размер: 83X52,7.


2

Памятник Венецианову недалеко от Сафонково

Тверь (1910 г.)




Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Алексей Гаврилович Венецианов. Сайт художника.