Главная > Переписка > Записки А. Г. Венецианова к В. Г. Анастасевичу > Заметки 1831
Поиск на сайте   |  Карта сайта
  • .


Записки А. Г. Венецианова к В. Г. Анастасевичу

1

Милостивый государь и почтеннейший Василий Григорьевич!

Сердечное мое желание было сегодня иметь удовольствие провести с вами время у доброго нашего Григория Ивановича (Спасского);2 но, как нередко случается, обстоятельства раздирают и не такие невинные планы, то и сегодня случилось, что я со всей моей семьей должен быть уж в одиннадцать часов у Ермаковского на пятой версте в Чесме, а не на Крестовском острове в три часа...

Говорят: у бога дней много!

При сем посылаю вам «Северные цветы», в них помещено кое-что об Академии,3 а в журнале Григоровича есть одно только описание выставки 1824 года.4

Поспешу лично засвидетельствовать вам мое почитание и ту преданность, с которой имею искреннейшее удовольствие навсегда быть

вашим, милостивый государь, покорнейшим слугою

Алексей Венецианов.

30 июля, четверг, 1831 г.

2

Ах, ежели бы все наши намерения выполнялись! — далее бы мы были. Намерен я был видеться с вами, почтеннейший Василий Григорьевич, у доброго нашего Григория Ивановича (Спасского), но не тут-то было! У нас обедает отъезжающая завтра родственница наша и соседка Стромилова.5 Ежели у В. И. (Григоровича) дома журнал (Изящных искусств) есть, то на днях же возьму и к вам доставлю.

Всею душою вас почитающий и покорнейший слуга

А. Венецианов.

17 декабря 1831 г.

1 Анастасевич, Василий Григорьевич, родился в 1874 г. в Киеве, учился в Киевской духовной академии, которой не окончил; в 1790-х гг. учительствовал; в 1795 г. поступил на военную службу; с 1802 по 1818 г. — чиновник министерства народного просвещения одновременно, с 1809 г., — чиновник комиссии составления законов по отделению польских и малороссийских прав. Литературная деятельность Анастасевича начинается с 1790-х гг.: стихи на смерть полковника Деева при взятии Вильны (1793). В 1805 г. перевод «Федры» Расина, в 1808 г.— «Стихотворений Сафы», в 1809 г. — книги «Об условиях помещиков с крестьянами» гр. В. Стройновского и «Науки права природного, политического государственного хозяйства и права народов» И. Стройновского; в 1812 г.— книги об Индии аббата Рейналя; в 1812 г. — «Жизнь Фридриха»; в 1811—1812 гг. издавал журнал «Улей», где помещал прозу; стихи, переводы, критико-биографические заметки и т. п. в 1812 г. написал стихи на нашествие Наполеона; «Атилла XIX века»; в 1817 г. — перевод «Всеобщей экономики пародов» В. Стройновского; в 1819 г.— перевод «Индии и индийцев» Бержиера. В 1820 г. появляется капитальный библиографический труд Анастасевича, дополненный в 1821—1824 гг. пятью прибавлениями: «Роспись российским книгам для чтения из библиотеки В. Плавильщикова», а в 1828 г. — аналогичная «Роспись книгам для чтения из библиотеки Александра Смирдина». В 1820-х гг. Анастасевич занимает должность цензора; в 1830 г. за пропуск «Конрада Валенрода» Мицкевича увольняется в отставку без пенсии. Его сближение с Венециановым начинается с 1831 г. и длится в течение пяти лет, до конца 1834 или начала 1835 г., когда денежные недоразумения вызвали разрыв. В 1836 г. Анастасевич дважды баллотируется, по предложению знаменитого адмирала А. Ф. Шишкова, президента Академии наук, в члены Академии, но оба раза проваливается, так как престарелый президент уже не имеет влияния. Умер Анастасевич в 1845 г.
2 Спасский, Григорий Иванович, историк и археолог, начал деятельность горным инженером в Сибири, с 1800 по 1817 г. С 1818 г. — научно-литературная работа географического, этнографического и историко-археологического характера. В 1818 г. издает журнал «Сибирский вестник», в 1825—1827 гг. — «Азиатский вестник», где помещает целый ряд своих статей и исследований, преимущественно связанных с изучением Сибири. Позже участвует в работах Географического общества и Московского общества истории и древностей российских. Последние годы жизни занимается преимущественно изучением археологии южной России и Крыма. Умер в Москве в 1864 г.
3 Статья «О состоянии художеств в России», подписанная литерой «В», напечатана в «Северных цветах» на 1827 г. и принадлежит перу В. И. Григоровича (1786—1865), занимавшегося с 1823 г. «изящными искусствами» и назначенного в 1829 г. конференц-секретарем Академии художеств.
4 «Журнал Григоровича» — «Журнал изящных искусств», издававшийся В. И. Григоровичем с 1823 по 1825 г.; статья о «Выставке Императорской академии художеств», упоминаемая Венециановым, помещена в первой книге части второй и содержит разбор произведений художника. — «Шесть также небольших партий Г. Венецианова: два портрета крестьянина и крестьянки: две, — представляющие крестьянских детей; одна, — крестьянку с грибами в лесу, и одна — крестьянку занимающуюся чесанием волны в избе, видимую в открытую дверь из сеней — вообще прелестны. Г. Венецианов избрал для себя род самый приятнейший. Мы не имеем еще своих Остадов, Мифисов и проч. Он идет их путем потому, что изображает природу в простоте ее с тою же, как и они, верностью и с тою же любовью. Образ живописи его оригинален приятностью кисти, точностью освещения и правдою без прикрас. Положения, которые дает он фигурам своим по большей части естественны и потому милы. Он любит отчетливость в отделке. Можно заметить в работах его только то, что иногда уклоняется он от строгости знатока и что в некоторых приметно желание его побеждать трудности и располагать фигуры по принятым правилам. Последнее в особенности отнести можно к крестьянке, которая видна в открытую дверь. Впрочем, недостаток сей, если можно сказать так, заменяется в этом произведении прелестью освещенных, приятностью исполненных и верностью линейной и воздушной перспективы. Мальчик, горюющий о том, что уронил бурак с молоком и пролил, посажен как нельзя лучше. Собака, верный товарищ его, кажется чувствует беду своего маленького хозяина. Эта картинка отличается сочинением, силою освещения, и весьма хорошим рисунком во всей фигуре, исключая слегка левой ноги, который кажется несколько великоват. Крестьянка с грибами написана превосходно. Эта вещь — вроде лучших фламандской школы. Кисть, освещение, краски — все пленяет. Одна только модель, если смею сказать, не пленительна. Мне кажется, художник во всяком случае должен избирать лучшее. Можно все написать превосходно, особенно если выбор предмета зависит от художника. Мальчик, свивающий в клубок лыки,— прелестная картинка по эффекту. Портрет крестьянки писан с большим старанием; портрет крестьянина наскоро (a la prima), но преимущество должно отдать последнему. В нем и более души, и более правды. Кисть свободная, смелая; а в первом приметно несколько работы, и голова менее круглится, к отношении красок, в некоторых произведениях Г. Венецианова ничего желать не остается, так оно верно с натурою, но в других, кажется, немного недостает теплоты и силы».
5 О разных членах семьи Стромиловых, Венецианов упоминает в своей переписке с Милюковыми неоднократно (см. «Письма» к). Среди работ Венецианова есть портрет одной из Стромиловых, в замужестве Балкашиной, сделанный пастелью и бывший на выставке в 1911 г.: «Венецианов в частных собраниях», см. каталог, составленный H. Н. Врангелем, стр. 16: «Елизавета Алексеевна Балкашина, пастель, собств. бар. H. Н. Врангеля в СПБ. На обороте написано: «Портрет Елизаветы Алексеевны Балкашиной, урожденной Стромиловой, академика Алексея Гавриловича Венецианова. В. Стромилов». Портрет воспроизведен там же.

Памятник Венецианову недалеко от Сафонково

Весна

На пашне. Весна. Середина 1820




Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Алексей Гаврилович Венецианов. Сайт художника.