Предисловие. Абрам Эфрос
В предлагаемой вниманию читателя книге, составленной А. П. Мюллер и мною, собран весь историко-документальный материал, связанный с жизнью и искусством.
A. Г. Венецианова. Подавляющая часть этих документов до сих пор опубликована не была и печатается впервые. Такова обширная переписка художника с семьей тверских Милюковых, таковы же «Записки» его племянника, В. П. Венецианова. Оба эти источника составляют пять шестых книги. К ним присоединено то, что уже видело свет: письма Венецианова к библиографу.
B. Г. Анастасевичу, напечатанные в «Старых годах» 1915 г. С. Эрнстом, и «Воспоминание об А. Г. Венецианове и учениках его» Аполлона Мокрицкого, которое 75 лет назад было помещено в «Отечественных записках» 1857 г. и с тех пор не перепечатывалось, несмотря на основной интерес, который оно представляет для истории венециановской школы. Все это, вместе взятое, исчерпывает сохранившуюся часть собственных писаний Венецианова, равно как и мемуары современников, лично его знавших. В нашей историко-художественной литературе, небогатой вообще, нет ни одного сколько-нибудь обстоятельного исследования, посвященного Венецианову. Его столетняя известность находится в противоречии с возможностью ознакомления с ним по первоисточникам; Венецианов делит тут участь целого ряда крупнейших русских художников. При таких условиях собрание венециановских материалов имеет капитальный характер для изучения быта и творчества этого замечательного живописца, носящего в истории нашего искусства титул «отца русского жанра».
20 августа 1930 г.
Абрам Эфрос