Главная > О творчестве > Лучшие работы > Лучшие работы. Часть 3
Поиск на сайте   |  Карта сайта
  • .


Лучшие работы. Часть 3

«На пашне. Весна»

Картина написана в середине 1820 года. Размеры картины: 51.2 на 65.5 см.

Картина хранится и выставляется в Государственной Третьяковской галерее в Москве.

 На пашне. Весна. Середина 1820
Данное полотно является составной частью целого цикла картин, который с радостью создал Венецианов в середине двадцатых годов. Кроме представленного полотна, сюда же можно включить: «Сенокос», «На жатве. Лето». Говорят, что существует и еще одна картина «Пейзаж. Зима», но она утеряна. Многие историки уверены, что первой картиной в этом цикле является картина «Весна», она была написана раньше остальных картин. На этот же вариант наводят и другие причины, ведь именно весной начинается сельская жизнь. Сюжет картины «Весна» является незатейливым. На картине изображена молодая крестьянка, которая боронит пашню. Но сюжет не показывает главную идею картины. Здесь наблюдается более глубокий смысл, который трудно заметить с первого взгляда. Венецианов ведет нас к главной загадке. Кажется, что и сам художник, когда начинал работать над картиной, не знал что хочет рассказать своему зрителю. Смотря на картину, мы может живо почувствовать весь трепет, который овладел художником. Он как – будто прикасается к тому, к чему нельзя прикасаться. Автор будто дотронулся и замер на секунду.

Алексей Гаврилович Венецианов не раз говорил своим ученикам, что нет ничего опасней, чем поправка натуры. Настоящим художником не сможет стать тот, кто сначала исправляет натуру. Таким никогда не достичь высшей степени мастерства. Данное поучение Венецианова противоречит своей собственной картине, естественно, мы говорим о картине «Весна». Даже самый не обученный взгляд может заметить на картине, так называемые, поправки натуры.

Очень часто Алексей Гавриловича корили за то, что он изображал крестьян в каких-то странных нарядах. Очень часто критики ругали Венецианова за то, что крестьяне были одеты в нарядные платья. Тогда им, возможно, хотелось видеть женщин лишь в затертых нарядах. Но Венецианов здесь не так неточен, как считают многие. Первый день пахоты считался настоящим праздником для сельских жителей. Именно по этой причине крестьяне в этот деть надевали свои самые лучшие наряды. Так же автора картин ругали и за сезонные несуразности, которых у художника много. Например, он сажает мальчика в одной рубашке на промерзшую землю в зимнее время года, и тут же кладет рядом с ним васильки. Как известно, васильки не цветут зимой.

Позже прибавились к этому и претензии от общественно – политического строя. Говорили о том, с какой целью художник поэтизирует подневольный труд, потому, что он должен показывать лишь тяготы крестьянской жизни. После этого было еще множество других претензий. Но картины Венецианова лежат совсем в другой плоскости. Художник изображает женщину в нарядном платье. Будто бы парящую над землей своими босыми ногами, ребенок ее сидит на сырой земле и балуется васильками. Может быть, и лошади на картинах Венецианова больше похожи на крылатых пегасов, чем на работающих каждый день животных.


В полях

Сборщицы колосьев. Кисти Милле. 1857Кажется, что между работами Венецианова «Весна», «Хлебным полем» Констебла и «Сборщицами колосьев» Милле  нет ничего общего. Но стоит лишь присмотреться и тут же все рассеется. На многих полотнах разных авторов можно заметить, что землепашцы относятся к земле, как к чему-то особенному и сакральному. На картине изображены землепашцы, которые, сгорбившись, собирают покосы. Тут же женщины с грубыми руками, обветренными лицами, но они изображены в облике Мадонны. Здесь же стога сена, которое будет “кормить” людей на протяжении всего года. Такие сюжеты часто встречаются в картинах разных мастеров различных эпох. Не имеет значения, то, что мастера разделены материками и океанами, методами работы и взглядами. Картины, где можно разглядеть такое, не стоит объединять рамками одной школы или имени. Данные полотна просто созданы с одной идеей. Здесь можно услышать неуловимый звук природы.

 

 

 


2

1

Памятник Венецианову недалеко от Сафонково




Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Алексей Гаврилович Венецианов. Сайт художника.