Главная > О творчестве > Бытовой жанр
Поиск на сайте   |  Карта сайта
  • .


Последние годы жизни

Причащение умирающей. 11839Около тридцати лет после смерти Венецианова о нем практически никто не говорил, его не вспоминали. Лишь в 1878 году журнал «Русская старина» опубликовал статью, где рассказывалось о творчестве и годах жизни художника. Именно в этой статье впервые была озвучена формулировка всего творчества Венецианова – отец русского бытового жанра. Такое определение прижилось через несколько лет, но, естественно, в нем были небольшие преувеличения. Оправдание такому лихому определению можно найти лишь в необходимости напоминать людям о временной ценности забытого художественного мира.

Но стоит сразу сказать, что не все работы Венецианова можно отнести в единому жанру. Но даже если этот жанр свободный, то он лишен сюжета. В этой области  работали и Брюллов, и Кипренский, и другие отличные живописцы того времени. Стоит сказать, что в конце своей жизни Венецианов обострил свой интерес к картинам в классическом понимании жанра, он рисует работы «Причащение умирающей», «Гадание на картах» и т.п., но историки и искусствоведы считают такие картины художника не слишком удачными.

Венецианов на протяжении всей своей жизни показывал неброскую красоту среднерусской природы. Также он предложил новую систему обучения художников, которая противоречила всем установкам Академии искусств. Но более того, ему удалось внедрить данную систему в жизнь. В его школе не было копирования гравюр, а также никаких «мертвых» образов. Он стремился к изучению натюрморта, писанию интерьеров, работе с живой натурой и работе на плэнере. Также он кропотливо изучал все законы перспективы, которая стала визитной карточкой Венецианова.

Смерть Венецианова осталось незамеченной для страны. Мастер выбрал слишком свободное творчество, его мало заботило то, что необходимо кому-то угождать своими полотнами. Очень часто Алексей Гаврилович упоминал о том, что кистью художника управляет вежливость и нужда. Что многие живописцы должны были отступать от своих принципов и марать свое достоинство. Сам же Венецианов счел себя выше этого. Алексей Гаврилович удалился в маленькое имение Сафонково, именно здесь ему удалось найти независимость.

Венецианов решил руководствоваться только собственным разумом и сердцем. Годы, проведенные в имении, стали счастливыми для него. Все это придавало Алексею Гавриловичу новые силы для работы. Он считал, что талант может развиться только в тех условиях, которые назначила им природа. Все лучшие картины Венецианова были созданы именно в имении Сафонково. Очень жаль, что истинные ценители его творчества  нашлись лишь после смерти выдающегося художника.


На пашне. Весна. Середина 1820

Весна

2




Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Алексей Гаврилович Венецианов. Сайт художника.