Автопортреты
Неизвестно, откуда у Венецианова такие навыки в рисовании фигуры человека. Не стоит говорить о неведомом Пахомыче, который, может быть, научил Венецианова подготавливать холст и изучать другие мастерства. Стоит отметить один неоспоримый факт, что у художника всегда было стремление ходить не проторенными дорогами. Даже в раннем возрасте Венецианов не хотел быть лишь маленьким мастером в руках больших мастеров. Мальчик усваивал все уроки на лету. Видимо, поэтому он решил не выполнять предварительные рисунки. Пусть даже и был в жизни Венецианова некий мастер, но сам Венецианов несет за своими плечами огромную собственную школу.
Некоторые специалисты считали, что молодой художник подражал работам Рокотова. К этому можно добавить, что знаменитый портретист был соседом семейства Рокотовых. Именно этим объясняется сходство в ранних работах молодого художника. Может быть, начальные работы автора с пастелью говорят о повторении рокотовских работ. Боровиковский, у которого учился Венецианов, помог ему закрепить все полученные знания. Большой след в живописи Венецианова оставили работы, которые он копировал в Эрмитаже. После этого мастер занимался портретизмом, при этом пытался взбираться по академической лестнице. В это время Венецианов ничем не отличался от других художников. Может быть, удалось бы Венецианову овладеть академическим мастерством, получить звание профессора, а также заниматься выполнением работ на заказ.
Но достигнув сорока лет, художник просто сбежал от такой жизни. Венецианов уехал в свое имение и начал работать над портретами крестьян. Он начал писать их так, как никто до него не писал. Крестьяне появлялись и на полотнах других мастеров, но они не были реалистичными. Остальные художники просто писали античных героев и одевали их в крестьянские одежды. Когда власти было необходимо воодушевлять народ, они поступали так же. Но никакого художественного прорыва в то время так и не произошло.
Венецианов очень любил детей. Это и так ясно, с его влечением к самому светлому, что есть в жизни. Это становится ясным для каждого, кто хоть раз сталкивался с творчеством Венецианова. Самыми нежными и чистыми образами являются образы детей. Скорее всего, к такому отношению можно прибавить веяние времени. Философы этой эпохи вглядывались в детей, как в идеал естественного человека. Ребенок – идеал прекрасной любознательности, нравственных устоев. Но Венецианов никогда не отличался особой философичностью в работах и в жизни.
Все работы, которые он писал, были очень близки его натуре. Если бы этой близости не было, он бы не начал работу над такими портретами. Натура Венецианова и в зрелом возрасте не утратила детских черт. Также были переполнены нежностью портреты детей художника. Точка перелома в творчестве Венецианова указывается конкретная, в 1821 году императору был преподнесен подарок в виде картины «Внутренний вид хоров в церкви капуцинского монастыря на площади Барберини в Риме».
Деревенские типажи Венецианова
Венецианов превратился в художника крестьян - он создал множество портретов с их образами. Подготавливаясь к серьезной работе, Венецианов писал этюды. Но сам факт их написания нуждается в уточнении. Художник противостоял Академии, так как многие установки ее он не считал правильными. Для него полноценной картиной была многофигурная композиция, в которой будет ярко выражен сюжет. Все остальные свои работы Венецианов называл этюдами. Но обычный зритель воспринимает такие этюды Венецианова, как полноценные картины. Стоит отметить, что среди крестьянских портретов у мастера преобладают женские образы. Чаще всего это крестьянские девушки, занятые трудом, как героиня полотна «Девушка с теленком». На картине изображена молодая крестьянка, по лицу которой можно понять, что ее жизнь нелегка. Девушка кормит теленка. Мужские образы невелики у художника. Но можно заметить картину «Голова старика - крестьянина».
Венецианов был потрясен картинами Гране. Он отправлялся в Эрмитаж и просиживал возле них часами, как заколдованный. Именно здесь и настигла Венецианова мысль о настоящем искусстве. В одной из своих статей Венецианов написал, что именно здесь художники увидели точное изображение предметов, а не подобное. Им удалось увидеть саму натуру. Сейчас о Гране никто и не помнит. Такое случается в художественных кругах. Иногда один большой толчок помогает подняться. Венецианов решает уехать в деревню работать. У него есть желание превзойти Гране в своем творчестве и в понимании натуры. При этом тему Венецианов выбрал ту, которая всегда была под рукой – крестьянство. Именно здесь помогли художнику особенности его характера, а также то, что он был знаком с эпохой просвещения благодаря Боровиковскому. Венецианов решает оставить портретную живопись, и одну из работ он помечает знаком. Стоит сразу сказать, что данное обещание, который художник дает самому себе, ему не удалось выполнить. Но в сюжетах и картинах Венецианова нашли отражение новые нотки.
В 1823 году Венецианову удалось сформировать своё кредо в живописи. Он перестал соблюдать каноны в живописи и составил свои правила, которые сформировались у художника за 12 лет копирования чужих работ в Эрмитаже. Он хотел приняться за другие средства в живописи. Эти средства открылись Венецианову в самом простом своем виде. Он решил ничего не изображать иначе, чем в натуре и избавиться от всех своих навыков, чтобы не писать как Рембрандт или кто иной: чтобы все сразу понимали, что картина написана Венециановым. Вот это и была творческая эволюция - родился самобытный Венецианов.
Портреты Венецианова
Почти двадцать лет своей жизни Венецианов считался записным портретистом. Его работы пользовались спросом у народа, но мало чем отличались от портретов других художников того времени. В каждом своем портрете Венецианову удавалось соединять романтизм, классицизм, сентиментализм. Именно это и характерно для всех работ художника. За большой глубиной в своих портретах Венецианов не гнался, он хотел лишь добиться внешней похожести. Но заказчикам было нужно именно это. Сам художник испытывал неудобства из-за свей классовой жанровой однозначности. Он постоянно находился в поиске той темы, которая смогла бы преобразовать его мир. Нам уже известно, что Венецианову все-таки удалось найти эту тему. После этого художник попросту отказался играть роль портретиста. Все можно найти на одном из портретов, где стоит уже известная нам надпись.
Вверху. Боровиковский В.Л. "Портрет М.И.Лопухиной". 1794 (1797). Государственная Третьяковская галерея
Памятник Венецианову недалеко от Сафонково | Весна | На пашне. Весна. Середина 1820 |