Синий всадник
(по-немецки Der Blaue Reiter)
Сообщество родственных экспрессионизму живописцев, образовавшееся в Мюнхене в 1911 – 1914 гг. Создано Ф. Марком и В. В. Кандинским, которые вышли из «Нового художественного объединения». В объединение входили (или участвовали в его выставках) немцы А. Макке, Г. Мюнтер, Г. Кампендонк и Л. Фейнингер, русские А.Г. Явленский, М.В. Верёвкина, братья Д.Д. и В.Д. Бурлюки, швейцарец П. Клее, француз Р. Делоне, австриец А. Кубин и немецкий композитор-авангардист А. Шёнберг.
Отдельные мастера Синего всадника, такие как Кандинский, Марк, вскоре обратились к абстрактному искусству, многие же другие продолжали в той или иной мере сохранять изобразительную основу своих произведений, уделяя основное внимание мистически осмысляемым живописно-декоративистским проблемам. В 1920-е годы некоторые представители Синего всадника сыграли важную роль в деятельности «Баухауза» (Клее, Фейнингер, Кандинский).
Синий всадник ставил своей целью продолжение исканий в области эмансипации искусства, начатых на первой выставке Нового мюнхенского художественного объединения, но вскоре ужаснувших самих его членов, настроенных еще несколько конформистски. Название движения повторяло название картины Кандинского (1903 г.) и свидетельствовало о стремлении к цветовому лиризму, которому Кандинский и Марк придавали особое значение. В ранний период истории Синего всадника преобладала творческая индивидуальность Кандинского, что соответствовало его значительным экспериментам в абстрактном искусстве. Для Марка и его более молодых друзей — Августа Макке, Генриха Кампендонка, Пауля Клее — участие в этом движении стало важным этапом их творчества, позволившим им осознать собственные возможности и особенно мучительную судьбу художника.
Синий всадник просуществовал до 1913 г.; тогда же была распущена группа Мост. Центром движения стала деревушка Синдельсдорф, лежащая у подножия баварских Альп; ее роль была аналогична роли Морицбурга для художников группы Мост или Мурнау — для Кандинского и Явленского в 1908—1909 г.
Первая выставка Синего всадника открылась 18 декабря 1911 г. в галерее Танхаузер в Мюнхене. Представленные на ней работы главных художников группы тесно связаны друг с другом. Так, "Гроза" Макке (Сарребрюк, музей) исполнена под влиянием Кандинского; "Скачущая лошадь" Кампендонка (Сарребрюк, музей) имеет много общего с работами Марка, чья композиция "Большие синие лошади" (Миннеаполис, Художественный центр Уолкер) — одно из самых значительных произведений начального периода движения. Кандинский выставил "Композицию № 5" (Солер, частное собрание), "Импровизацию № 22" (Москва, Государственная Третьяковская галерея), в которых тонко нюансированное изображение дематериализовано движением цвета.
Кроме того, на выставке были представлены работы Габриэллы Мюнтер, австрийского композитора Арнольда Шенберга, чьи картины были тогда очень популярны, Альберта Блоха, Давида и Владимира Бурлюков, знакомых с кубизмом, а также французских художников, к творчеству которых Кандинский и Марк проявляли наибольший интерес — Делоне и Руссо-таможенник. Вторая выставка Синего всадника состоялась три месяца спустя (март 1912 г.) в галерее Ханса Гольца. Здесь экспонировались акварели и графика. Эта выставка приняла характер своеобразной "очной ставки" различных художественных направлений, в ней участвовали художники группы Мост, кубисты (Брак, Пикассо, Лафресне), русские и швейцарские художники (Малевич, Ларионов, Гончарова, Клее и другие).
Основным событием 1912 г. стало издание альманаха "Синий всадник" (май), появившегося в рамках большой выставки, организованной Зондербундом и Кельне. В альманахе были опубликованы высказывания самих художников о развитии современного искусства (роль цвета, отказ от принципа имитации, на котором основывалось искусство, начиная с эпохи Возрождения). Здесь приводились отсылки к архаическому и примитивному искусству и было множество иллюстраций, представленных совершенно по-новому и подтверждавших духовное родство средневекового западного искусства (включая гобелены, мозаики и слоновую кость), искусства африканцев, мексиканцев, китайцев, японцев, жителей Океании, индейцев Аляски и народного искусства (русские лубки, богемское и баварское стекло).
Незадолго до выхода альманаха в Мюнхене была издана работа, представляющая собой теоретический синтез эстетики Синего всадника — главная работа Кандинского "О духовном в искусстве", большой раздел которой был посвящен форме и цвету и ставил акцент на эмоциональной и интуитивной ценности произведения и на психической роли цвета; впрочем, в течение этого года в творчестве Кандинского постепенно исчезают фигуративные мотивы. Последняя крупная выставка Синего всадника состоялась в Берлине в 1913 г. в павильоне журнала "Штурм" на Первом немецком Осеннем Салоне.
Второй выпуск альманаха появился в 1914 г. Продолжить его издание помешала не столько война, сколько творческая эволюция самих художников: с 1912 г. Кандинский, Марк и Макке пошли по своему собственному творческому пути. Деятельность Синего всадника в самых разных областях культуры открыла широкую панораму целей и средств современного искусства. В Германии, наряду с прямо противоположной ему группой Мост, это было самое значительное художественное движение.
Синий всадник — это движение общеевропейское, хотя и опиравшееся на традицию немецкой живописи; главной техникой была уже не гравюра на дереве, а акварель, которой отдавали предпочтение Кандинский, Макке, Марк, Клее и которая не столько усиливает, сколько смягчает эффекты. Вместе с тем, благодаря музыке, облегчившей переход от реальности к абстракции (цвет часто уподоблялся звуку), Синий всадник оказался в духовной атмосфере, берущей свое начало в эпоху символизма. Однако Синий Всадник сумел утолить символистскую ностальгию по выражению невидимого, отчасти благодаря чисто техническим новшествам современной живописи, от неоимпрессионизма до кубизма.
Башня синих коней. Ф. Марк. 1913 г.
|
Портрет танцора. А. Явленский. 1909 г.
|
Синий конь. Ф. Марк. 1911 г.
|