Главная > Гостевая > Словарь
Поиск на сайте   |  Карта сайта
  • .


A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Синий всадник


(по-немецки Der Blaue Reiter)

Синий всадник (В.В. Кандинский, 1903 г.) Сообщество родственных экспрессионизму живописцев, образовавшееся в Мюнхене в 1911 – 1914 гг. Создано Ф. Марком и В. В. Кандинским, которые вышли из «Нового художественного объединения». В объединение входили (или участвовали в его выставках) немцы А. Макке, Г. Мюнтер, Г. Кампендонк и Л. Фейнингер, русские А.Г. Явленский, М.В. Верёвкина, братья Д.Д. и В.Д. Бурлюки, швейцарец П. Клее, француз Р. Делоне, австриец А. Кубин и немецкий композитор-авангардист А. Шёнберг.

Отдельные мастера Синего всадника, такие как Кандинский, Марк, вскоре обратились к абстрактному искусству, многие же другие продолжали в той или иной мере сохранять изобразительную основу своих произведений, уделяя основное внимание мистически осмысляемым живописно-декоративистским проблемам. В 1920-е годы некоторые представители Синего всадника сыграли важную роль в деятельности «Баухауза» (Клее, Фейнингер, Кандинский).

Синий всадник ставил своей целью продолжение исканий в области эмансипации искусства, начатых на первой выставке Нового мюнхенского художественного объединения, но вскоре ужаснувших самих его членов, настроенных еще несколько конформистски. Название движения повторяло название картины Кандинского (1903 г.) и свидетельствовало о стремлении к цветовому лиризму, которому Кандинский и Марк придавали особое значение. В ранний период истории Синего всадника преобладала творческая индивидуальность Кандинского, что соответствовало его значительным экспериментам в абстрактном искусстве. Для Марка и его более молодых друзей — Августа Макке, Генриха Кампендонка, Пауля Клее — участие в этом движении стало важным этапом их творчества, позволившим им осознать собственные возможности и особенно мучительную судьбу художника.

Синий всадник просуществовал до 1913 г.; тогда же была распущена группа Мост. Центром движения стала деревушка Синдельсдорф, лежащая у подножия баварских Альп; ее роль была аналогична роли Морицбурга для художников группы Мост или Мурнау — для Кандинского и Явленского в 1908—1909 г.

Красный город (М. Веревкина, 1909 г.)Первая выставка Синего всадника открылась 18 декабря 1911 г. в галерее Танхаузер в Мюнхене. Представленные на ней работы главных художников группы тесно связаны друг с другом. Так, "Гроза" Макке (Сарребрюк, музей) исполнена под влиянием Кандинского; "Скачущая лошадь" Кампендонка (Сарребрюк, музей) имеет много общего с работами Марка, чья композиция "Большие синие лошади" (Миннеаполис, Художественный центр Уолкер) — одно из самых значительных произведений начального периода движения. Кандинский выставил "Композицию № 5" (Солер, частное собрание), "Импровизацию № 22" (Москва, Государственная Третьяковская галерея), в которых тонко нюансированное изображение дематериализовано движением цвета.

Кроме того, на выставке были представлены работы Габриэллы Мюнтер, австрийского композитора Арнольда Шенберга, чьи картины были тогда очень популярны, Альберта Блоха, Давида и Владимира Бурлюков, знакомых с кубизмом, а также французских художников, к творчеству которых Кандинский и Марк проявляли наибольший интерес — Делоне и Руссо-таможенник. Вторая выставка Синего всадника состоялась три месяца спустя (март 1912 г.) в галерее Ханса Гольца. Здесь экспонировались акварели и графика. Эта выставка приняла характер своеобразной "очной ставки" различных художественных направлений, в ней участвовали художники группы Мост, кубисты (Брак, Пикассо, Лафресне), русские и швейцарские художники (Малевич, Ларионов, Гончарова, Клее и другие).

Основным событием 1912 г. стало издание альманаха "Синий всадник" (май), появившегося в рамках большой выставки, организованной Зондербундом и Кельне. В альманахе были опубликованы высказывания самих художников о развитии современного искусства (роль цвета, отказ от принципа имитации, на котором основывалось искусство, начиная с эпохи Возрождения). Здесь приводились отсылки к архаическому и примитивному искусству и было множество иллюстраций, представленных совершенно по-новому и подтверждавших духовное родство средневекового западного искусства (включая гобелены, мозаики и слоновую кость), искусства африканцев, мексиканцев, китайцев, японцев, жителей Океании, индейцев Аляски и народного искусства (русские лубки, богемское и баварское стекло).

Овощные поля (А. Маке, 1911 г.) Незадолго до выхода альманаха в Мюнхене была издана работа, представляющая собой теоретический синтез эстетики Синего всадника — главная работа Кандинского "О духовном в искусстве", большой раздел которой был посвящен форме и цвету и ставил акцент на эмоциональной и интуитивной ценности произведения и на психической роли цвета; впрочем, в течение этого года в творчестве Кандинского постепенно исчезают фигуративные мотивы. Последняя крупная выставка Синего всадника состоялась в Берлине в 1913 г. в павильоне журнала "Штурм" на Первом немецком Осеннем Салоне.

Второй выпуск альманаха появился в 1914 г. Продолжить его издание помешала не столько война, сколько творческая эволюция самих художников: с 1912 г. Кандинский, Марк и Макке пошли по своему собственному творческому пути. Деятельность Синего всадника в самых разных областях культуры открыла широкую панораму целей и средств современного искусства. В Германии, наряду с прямо противоположной ему группой Мост, это было самое значительное художественное движение.

Синий всадник — это движение общеевропейское, хотя и опиравшееся на традицию немецкой живописи; главной техникой была уже не гравюра на дереве, а акварель, которой отдавали предпочтение Кандинский, Макке, Марк, Клее и которая не столько усиливает, сколько смягчает эффекты. Вместе с тем, благодаря музыке, облегчившей переход от реальности к абстракции (цвет часто уподоблялся звуку), Синий всадник оказался в духовной атмосфере, берущей свое начало в эпоху символизма. Однако Синий Всадник сумел утолить символистскую ностальгию по выражению невидимого, отчасти благодаря чисто техническим новшествам современной живописи, от неоимпрессионизма до кубизма.

Башня синих коней (Ф. Марк, 1913 г.)
Башня синих коней.
Ф. Марк. 1913 г.

Портрет танцора (А. Явленский, 1909 г.)
Портрет танцора.
А. Явленский. 1909 г.

Синий конь (Ф. Марк, 1911 г.)
Синий конь.
Ф. Марк. 1911 г.




A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я



Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Алексей Гаврилович Венецианов. Сайт художника.