Сангина
(по-французски sanguine, от латинского sanguis — кровь)
Мягкий материал и инструмент для рисования в виде палочек-карандашей, дающих матовый красно-коричневый тон. Сангина может иметь множество оттенков — от красно-оранжевого до красно-коричневого с фиолетовым. Сангина приготавливается из глины, окислов железа и связующих веществ. Она напоминает пастель коричневого тона. Сангина принадлежит к инструментам рисования, которые дают мягкую красочную линию (уголь, итальянский карандаш).
Сангина — это очень красивый материал, дающий богатые выразительные возможности использования линий, штрихов, пятен. Рисуют сангиной на шероховатых бумаге, картоне, холсте, используя разнообразные приемы: линии и штрихи различной толщины, длины, направленности, растушевку, позволяющую создавать красочные пятна.
С её помощью хорошо передаются тона обнажённого человеческого тела, поэтому выполненные сангиной портреты выглядят очень естественно. Во время работы сангину можно смачивать и тем самым разнообразить толщину и плотность штриха, а неудачные линии легко удалять. Сангину можно растирать ваткой по бумаге для получения более тонких и прозрачных слоёв. Сангина хороша при технике «гризайль» (выполнение работы в различных оттенках одного цвета).
Натуральным кроваво-красным минералом рисовали еще в пещерах палеолита. В эпоху Возрождения первоначально сангина использовалась для подготовительного рисунка к фрескам: набросок сангиной тогда называемый "синопия" (от названия города Синоп, где добывался гематит) и делался прямо на оштукатуренной стене.
В конце XIV в. сангина становится чисто графической техникой. В это время ее используют для рисунка на бумаге палочкой или водяной краской накладываемой кисточкой и часто смешивают с другими материалами — тушью углем и мелом. Когда используются сангина, уголь и мел говорят о технике "трех карандашей". Особенно эта техника удавалась П. Рубенсу и А. Ватто. Основные качества сангины — светоносность и иллюзионистические возможности при изображении карнаций, что делает сангину излюбленной техникой для двух типов этюдов: портретов и ню.
Сангиной, которую называли красным мелом, выполняли детально разработанные рисунки такие мастера, как Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело, Рембрандт. На рисунках, выполненных сангиной, с помощью линии и штриха передается не только объем, но и фактура. В XVII в. сангина часто используется в этюдах обнаженной натуры (Лебрен) а в XVIII в. становится самой распространенной техникой академических этюдов. Тогда же она находит другое важное применение — в пейзажных набросках (Юбер Робер, Фрагонар).
В XIX столетии сангину используют импрессионисты в основном в портретном жанре (Ренуар, Берта, Моризо, Мане). Летучесть сангины, которая легко отпечатывается на бумаге, дает возможность и другого ее использования: если с помощью пресса сильно прижать предварительно намоченный лист бумаги к рисунку сангиной, то можно получить зеркальное изображение оригинала, менее яркое, но достаточно точное. В русском изобразительном искусстве мастерски сангиной работали художники А. Лосенко, А. Иванов, К. Брюллов, О. Кипренский, В. Серов и многие другие.
Но особенно часто к ней обращались художники начала XX в. В это время складывается даже своеобразный тип портрета, где тщательно выполнены лишь голова и руки портретируемого (как правило, сидящего). Остальная фигура намечена лишь несколькими штрихами. Известны портреты работы К. Сомова, М. Добужинского, В. Шухаева, А. Яковлева. Интерес к работе сангиной сохраняется и в наши дни.
Сангина достаточно прочно держится на поверхности листа, однако рисунки, выполненные в сочетании с углем, лучше хранить, переложив тонкой бумагой, так как фиксировать их нельзя.
Анатомический рисунок сангиной. Леонардо да Винчи.
|
Женская фигура. А. Ватто. 1715—1720 г.
|
Портрет М. Добужинского. К. Сомов. Графитный карандаш, сангина. 1910 г.
|