Симультанность
(от латинского simul — в одно и то же время)
1) Принцип футуристической живописи, состоящий в совмещении в одной композиции разных моментов движения. Для футуристической живописи характерны композиции: с раздробленными на фрагменты фигурами и пересекающими их острыми углами; с преобладающими формами зигзага, спирали, эллипса, воронки, скошенного конуса.
2) Прием в искусстве сценографии: на театральной сцене одновременно даются две (или более) декорации, изображающие среду разных действий, протекающих параллельно, т.е. одновременно, но в разных местах. Симультанность была распространена в средневековом театре и иконописи, затем надолго исчезла из искусства. Возродилась и стала широко применяться в XX веке. Принцип симультанности был перенесен из театра в средневековые фрески и рельефы.
3) В психологии — практическая одновременность протекания каких-либо психических процессов ввиду их свернутости и автоматизированности. Например, симультанным является смысловое восприятие устной речи на родном и иностранном языке переводчиком — синхронистом. Если человек недостаточно владеет иностранным языком, процесс смыслового восприятия и перевода иноязычной речи становится развернутым (сукцессивным). При некоторых психопатологиях (например, афазии, акалькулии, амузии и других) в основе всех нарушений лежит распад симультанного анализа и синтеза.
Исцеление Лазаря. XV век.
|
Казнь Иоанна Крестителя и принесение его головы Ироду.
|
Аллегория Благоразумия. Тициан.
|