Акант
(от латинского acanthus - медвежья лапа)
1) Род травянистых растений, реже кустарников семейства акантовых. Листья большей частью в виде розетки, очень крупные, простые, чаще перистораздельные или перисторассечённые, по краям — выемчато-колючезубчатые. Цветки в густом верхушечном колосе большей частью белые, красные или голубоватые; прицветники крупные, колючезубчатые. Известно около 40 видов в тёплом поясе Азии, Африки и в Средиземноморье. Форма листьев Acanthus molis, Acanthus spinosus и Acanthus syriacus лежит в основе орнамента коринфских и композитных капителей, модульонов, акротериев, а часто также и орнаментации фризов и карнизов.
2) Декоративный орнамент, характерный для искусства античности. Восходит к рисунку листа аканта - травянистого растения. Кант, возникший в античном искусстве, лежит в основе орнамента или предопределяет конфигурацию коринфских и композитных капителей, модульонов, акротериев; акантовый орнамент характерен также для декора фризов и карнизов.
Так же акантом обозначают декоративный мотив, основанный на форме листьев одноименного растения, распространенного на территории Средиземноморья. Использовался в архитектуре, скульптуре и живописи античного и христианского мира на протяжении средневековья, особенно в капителях коринфского ордера раннехристианского и византийского времени, часто имел символический смысл: дарованный Спасителем образ вечной жизни будущего века, пребывания в раю. В памятниках V-VI в. форма листьев аканта была стилизована, приобрела орнаментальную структуру и включалась в скульптурные капители с глубоким сквозным сверлением (церкви св. Полиевкта, мучеников Сергия и Вакха, Св. Софии в Константинополе). Впоследствии акант вошел в декор импостных капителей, архитравов и архивольтов, а также алтарных преград (церковь Богородицы в монастыре Осиос Лукас в Фокиде (Греция), середина Х в.). В византийском, романском и древнерусском искусстве акант часто был составным элементом изображения процветшего креста. Таковы кресты на многих армянск их хачкарах, на Корсунских вратах Софийского собора в Новгороде XI-XII в. Ярким примером использования аканта в живописи как райского символа являются мозаики свода вимы церкви Сан-Витале в Раве.
Акант. Мозаика базилики Сан-Клементе в Риме XII в.
|
Намет из листьев аканта.
|
Акант.
|