Архитекторы эпохи Русского Барокко
Д. Ухтомский и С. Чевакинский – русские архитекторы, представители эпохи русского Барокко.
Д. В. Ухтомский в проекте Красных ворот в Москве сохраняет композицию триумфальных врат петровской эпохи, стилистику елизаветинского рококо, но фасад подчиняет классицистическому мотиву сдвоенных колонн своеобразно трактованного ионического ордера. Шедевр С. И. Чевакинского — Никольский морской собор в Петербурге, возведенный в 1753—1762 гг. у Набережной Крюкова канала, близ старой Коломны. Детали здания: многочисленные раскреповки, пучки колонн на углах, балконы с ажурными решетками, обилие скульптурного декора — создают праздничное впечатление, еще более барочное, чем в творениях Растрелли. Однако композиция здания с четырьмя колокольнями в углах вписана в строгий кубический объем. «Большой ордер» (колонны с композитными капителями на высоких пьедесталах, объединяющие два этажа) согласуется с Принципами архитектуры Классицизма. Пятиглавие, план в виде греческого креста и двухэтажность («нижний», летний храм и «верхний», отапливаемый, зимний) отвечают древнерусским традициям.
Удивительно красива колокольня Никольского собора (1756-1757). Это одно из лучших сооружений в Петербурге. Ее положение (отдельно от храма), ярусность соответствуют традициям русской архитектуры. Напряженный ритм сдвоенных колонн, повтор уменьшающихся снизу вверх деталей, сочетание купола и шпиля — выразительные средства стиля Барокко. Историк архитектуры В. Я. Курбатов в качестве прототипов церквей, построенных Растрелли и Чевакинским, называл монастырские ансамбли немецкого барокко, в частности аббатство Мельк Я. Прандтауэра, но подчеркивал, что Растрелли «использовал все приобретения московского и западного зодчества... и все приемы зодчих петровской эпохи», но при этом «нигде нет тени подражания или заимствования».
«Русский громовержец» В. В. Стасов, лидер «национального направления» середины XIX в., клеймил «низкопробный европеизм», имея в виду стиль Барокко, но делал исключение для одного Растрелли, считая созданный им стиль русским. Особую русскость придает зданиям нарядная окраска: ярко-голубой цвет стен с белым хорошо сочетается с зимним пейзажем — лазурью неба и белым снегом. Традиционное узорочье дополняется позолотой.
Оригинальным произведением эпохи русского Барокко является Андреевская церковь в Киеве, возведенная И. Ф. Мичуриным по эскизу Растрелли (со значительными изменениями).
Андреевскую церковь считают прообразом Воскресенского собора Смольного монастыря в Петербурге.
Д. В. Ухтомский. Триумфальные Красные ворота в Москве.
|
Никольский морской собор. Архитектор С. И. Чевакинский.
|
Колокольня Никольского собора.XVIII в.
|