Александровский Иван Федорович
(1817 г., Митава Курляндской губернии, ныне Елгава, Латвия - 1894 г., Санкт-Петербург)
Русский изобретатель-самоучка в области подводного судостроения. С детских лет проявлял способности к живописи и достиг больших успехов. В 1837 г. за пейзажи, представленные на выставке в Петербурге, Академия художеств присвоила живописцу звание «неклассного художника», что позволило ему стать преподавателем рисования и черчения сначала в Митаве, затем в частной гимназии в Петербурге. В начале 50-х годов изготовил опытные образцы фотографических аппаратов, в том числе стереоскопического, запатентованного в 1854 году Департаментом мануфактур и торговли. Первым в России в 1861-1862 годах спроектировал подводную лодку с механическим двигателем (конструкции профессора С.И. Барановского), работающим на энергии сжатого воздуха. Лодка построена в 1864-1866 годах на Балтийском судостроительном заводе в Петербурге, имела на вооружении две мины, связанные между собой тросом и прикрепленные к корпусу, а также была оснащена магнитным компасом. Успешно прошла ходовые испытания и в 1868 г. с экипажем из 23-х человек под командой капитана 1 ранга А.Н. Андреева в течение 17 часов находилась под водой на глубине около 10 м. В 1871 году при погружении на глубину 30 м с грузом (без экипажа) корпус лодки не выдержал и она затонула. В 1865 г. Александровский разработал проект первой в мире самодвижущейся мины-торпеды, управлявшейся автоматически. После ее совершенствования она была изготовлена в 1871-1874 г. в мастерских Старого Адмиралтейского завода. Александровский также изобрел устройство для подъема затонувших судов и поврежденных подводных лодок на основе надувных кожаных мешков (прототип современных мягких понтонов).
Александровский, Иван Федорович, художник-фотограф по профессии, во второй половине прошлого века первый в мире создал самоходную торпеду и построил подводную лодку большого водоизмещения, приводившиеся в движение сжатым воздухом. Сооружавшаяся три года лодка Александровского была спущена на воду 8 июня 1866 года. Она имела в длину 34 метра при ширине в 4 метра и высоте в 3,5 метра. Во время маневров на Тронзундском рейде лодка блестяще выдержала испытания. Впоследствии, когда лодка испытывалась на погружение на глубину 28 метров, она затонула. Хотя ее и удалось извлечь, но больше испытаний не возобновляли и лодку сдали в порт на слом. Так было погребено, а затем и позабыто, замечательное русское изобретение.
Другое изобретение Александровского - самоходная торпеда имела почти такую же судьбу. Она была построена и испытана впервые еще в 1857 году, но царские морские чиновники пренебрежительно отнеслись к отечественному изобретению и предпочли торпеде Александровского изобретенные позднее мины Уайтхеда, на приобретение которых тратились громадные деньги.
Подводная лодка И.Ф. Александровского.
|
Вид Гуниба. И.Ф. Александровский.
|
Торпеда Александровского.
|