Главная > Гостевая > Словарь
Поиск на сайте   |  Карта сайта
  • .


A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Стенные росписи

Дионисий (роспись Ферапонтова монастыря) Это орнаменты и изобразительные композиции, которые пишутся красками на оштукатуренных стенах, бумаге, холсте и прочих материалах, которые закрепляются на разнообразных поверхностях архитектурных строений, а также потолках. Стенные росписи относятся к монументальному искусству. Неразрывно связанные с архитектурой, они являются значимой составляющей синтеза искусств. Стенные росписи делаются главным образом с помощью клеевой живописи, фрески, масляной и восковой живописи (порой к стенным росписям причисляют сграффито и мозаику), восковой живописи. Нередко стенные росписи не включают фигуративных изображений и носят чисто орнаментальный характер, что особенно типично для народного искусства.

Наиболее древней изначальной формой стенных росписей, сформировавшейся ещё в период позднего палеолита, были наскальные и пещерные рисунки. Строго подчинённые плоскости, ритмичные клеевые росписи, отображавшие батальные, жанровые, культовые сцены, были широко распространены в Древнем Египте (в основном в III – I в. до н. э.). Во II веке до н. э. возникли наиболее древние китайские стенные росписи, в I в. н. э. – урартские и ассирийские росписи. Динамикой композиции, яркостью колорита, многообразием природных мотивов характеризуются эгейские стенные росписи II в. до н. э.

Стремлением к убедительной пластике изображений, базирующейся на применении приёмов светотеневой живописи, отличаются древнегреческие произведения. Применение этих приёмов в стенных росписях Древнего Рима сочеталось с усилением декоративности и динамичности композиции, обширным применением архитектурных и пейзажных мотивов; визуально разрушающие плоскость стены иллюзорно-пространственные стенные росписи писались одновременно с плоскостно-орнаментальными композициями – Геркуланум, Помпеи.

Среднеазиатские росписи VII—VIII в. (храмы и дворцы в Варахше, Пенджикенте и т.д.) содержали разнообразные фигурные изображения светского и религиозного содержания. Позже в искусстве мусульман Ирана, Средней Азии и Востока распространились сугубо орнаментальные клеевые стенные росписи. Элегантные, органически синтезирующие декоративную и сюжетную живопись темперные и клеевые росписи украсили в период средневековья пещерные китайские монастыри (Дуньхуан) и Индии (Аджанта).

Панно Каменный век (В.М. Васнецов, 1883-1885 г.)В средневековой Европе стенные росписи, проникнутые высокой одухотворённостью и расположенные в строго определенном иерархическом порядке, стали одним из важнейших видов живописи в Грузии, Древней Руси, на Балканах, в Византии. К ранним примерам древнерусских стенных росписей принадлежат росписи церквей в Киеве, Новгороде, Владимире (XI—XII в.); нового подъёма искусство древнерусских стенных росписей достигло в XIV—XVI в. в творчестве Феофана Грека, Андрея Рублёва и Дионисия. В русском искусстве XVII в. техника стенных росписей особенно интенсивно развивается в приволжских городах (Ярославль, Кострома и т.д.) и в Москве. В Западной Европе остроэкспрессивные, нередко напряжённо-драматические стенные росписи характерны для построек романского стиля, а в готических зданиях Западной и Центральной Европы, где гладкие сплошные стены практически отсутствуют, вместо стенных росписей распространились витражи.

Новый этап в эволюции стенных росписей наступил в эпоху Возрождения в Италии, где художники (Мазаччо, Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль, Джотто  и др.) достигли в своих стенных росписях глубокой реалистичности изображений, нередко насыщенных гражданским пафосом. Ренессансным стенным росписям присущи свойства иллюзорного расширения реального пространства, в связи с чем в них постоянно встречаются имитации архитектурных мотивов и скульптуры. Тяготение к иллюзорному прорыву плоскости стены усилилось в стенных росписях барокко, приобретающих преимущественно декоративный характер. В XVII—XVIII в. стенные росписи нередко вытеснялись гобеленами, зеркалами, обоями, а живопись применялась преимущественно для декоративной росписи потолков.
Сотворение светил (Микеланджело, плафон Сикстинской капеллы)
В стенных росписях классицизма XVIII — начала XIX в. иллюзорное пространство чётко отграничено от реального; в них превалируют изображения пейзажа, архитектуры, скульптуры (в технике гризайли). Некоторые мастера XIX в., вновь обратившиеся к тематическим стенным росписям, пытались использовать наследие раннего итальянского Возрождения (например, немецкие назарейцы), нередко впадая в эклектизм, свойственный большинству стенных росписей этого периода.

Обострённый интерес к стенным росписям испытывали мастера, близкие к "модерну", неоклассицизму и национально-романтическим направлениям конца XIX — начала XX в. (П. Пюви де Шаванн во Франции, Ф. Ходлер в Швейцарии, Э. Мунк в Норвегии, М.А. ВрубельВ.М. Васнецов в России и другие), тяготевшие к подчёркнуто ритмизованным композиционным и колористическим решениям. В современном искусстве капиталистических стран в стенных росписях нередко используются отдельные приёмы декоративной стилизации (М. Шагал во Франции, Р. Тамайо в Мексике и другие); масштабность и эмоциональность художественного языка стенных росписей, возможность выражения в них прогрессивных социальных идей привлекают к ним прогрессивных западных художников (А. Пиццинато в Италии, Д. Ривера, Х.К. Ороско, Д. Сикейрос в Мексике, А. Матисс, П. Пикассо, Ф. Леже во Франции, Х. Эрни в Швейцарии и т.д.). Необычайно обогатилась в XX в. техника стенных росписей (например, мексиканские "муралисты" применяют для них новые силиконовые краски).

Роспись потолка замка Сан-Джорджо
Роспись потолка
замка Сан-Джорджо.
Мантенья. 1474 г.

Стенная роспись из Виллы Мистерий в Помпеях
Стенная роспись из Виллы
Мистерий в Помпеях.

Будда (стенная роспись пещерного храма в Аджанте)
Будда. Стенная роспись
пещерного храма
в Аджанте. Деталь. 7 век.




A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я



Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Алексей Гаврилович Венецианов. Сайт художника.