Арарат
(по-армянски Масис - великий, большой, по-турецки Агры дагы - Гора боли)
Стратовулкан, расположенный в Турции на территории ила Ыгдыр по правому берегу среднего течения реки Аракс, в 16 км. от иранской и в 32 км. от армянской государственной границы. Состоит из двух слившихся основаниями конусов потухших вулканов: Большого Арарата — высота 5165 м. и Малого Арарата (турецкий пик Иненю) высота 3925 м., разделённых Сардар-Булакской седловиной. По данным последних восхождений и системы глобального позиционирования высота Большого Арарата составляет 5137 м.
В своей относительной высоте (от основания до вершины) — 4300 м., Большой Арарат является высочайшей горой в мире. Основание обоих Араратов имеет около 130 км. в окружности. Сложен кайнозойскими базальтами. Склоны пустынны, образованы выветрелыми лавовыми потоками. Большой Арарат от 4250 м. и выше покрыт вечными снегами.
В массиве имеется около 30 ледников (самый крупный — ледник святого Якова, длиной более 2 км.).
В Армении есть несколько обьяснений происхождения названия «Арарат». Согласно версии Армянского средневекового историка Моисея Хоренского, оно произошло от слов Арай-Арат - «гибель Арата - седьмого армянского царя» в сражении с ассирийцами.
Согласно другой версии, этимология «Арарат»а связана с названием древнего царства «Урарту», упомянутой в Библии как "эрец-Арарат", а в некоторых древних иудейских рукописях - Урарат.
Согласно мнению А.П. Новосельцева, описанному в его работе под названием «О местонахождении библейской “горы Арарат”», происхождение топонима «Арарат» неизвестно. Используемое же в Армении название горы - «Масис», имеет иранское происхождение, и само по себе означает “великий, большой”, в смысле высочайшая (гора), так как по-среднеперсидски “масист” — “самый большой”. Армянское название Большого Арарата — Масис и Малого Арарата — Сис.
Согласно Библии к вершине гор Араратских пристал спасшийся от всемирного потопа Ноев ковчег, а Ной, выйдя из ковчега, насадил виноградную лозу и напился перебродившего виноградного сока, положив тем самым начало виноделию. Данная трактовка, признанная ошибочной в науке, дала толчок происхождению различных исследований, отождествляющих Арарат и территорию, на которой гора находится, с легендой о Ное.
Так, летописец Иосиф Флавий сообщает о том, что «Одну часть корабля можно обнаружить еще и сегодня в Армении. …Там люди набирают смолу для изготовления амулетов…». В XIII веке итальянский купец и путешественник Марко Поло в своей книге «Путешествия венецианца Марко Поло» сообщает:
Вы должны знать, что в этой стране Армении, на вершине высокой горы покоится Ноев ковчег, покрытый вечными снегами, и никто не может туда, на вершину, забраться, тем более что снег никогда не тает, а новые снегопады дополняют толщину снежного покрова. Согласно А.П. Новосельцеву, эти легенды и отождествления Арарата и гор Араратских в Библии ошибочны. По его мнению армянские переводчики старшей школы, Масис с библейскими Араратскими горами не связывали, что характерно для комментаторов Библии того времени в целом. В качестве примера, Новосельцев приводит высказывания известного иудейского историка Иосифа Флавия, который комментируя соответствующее место из Библии, отмечал, что горы Араратские — это Кордиенские горы, т.е. горный хребет, непосредственно примыкающий с севера к Месопотамской равнине.
В тексте Библии Арарат упоминается как “эрэц Арарат” - земля Араратская. Древнеармянские переводчики перевели это выражение “еркир Арарад”, то есть “земля Арарат”. Речь идет в оригинале об Урарту, куда бежали сыновья убитого ассирийского царя. Переводчики не заменили Урарту Арменией, хотя в их время земля Урарту уже была населена армянами.
Арарат. Фото со спутника.
|
Ереван и гора Арарат.
|
Арарат.
|