Новгородская школа
Одна из ведущих школ искусства Древней Руси, возникшая в Новгороде во время
феодальной раздробленности и сыгравшая большую роль в развитии русской культуры.
Активность и известный демократизм общественной жизни Новгородской феодальной республики определили особую полнокровность искусства Новгородской школы, сравнительно свободное проникновение в него отголосков современной жизни, ясность, чёткость и энергичная лаконичность стиля.
Монументальной простотой, пластической мощью, компактностью объёмов выделялась уже архитектура периода Киевской Руси (Софийский собор, 1045-1050 г.; Георгиевский собор Юрьева монастыря, начат в 1119 г.) при относительной сложности её пространственных композиций. Более скромны, интимны небольшие одноглавые 4-столпные храмы 2-й половины 12 в. (Спаса на Нередице, 1198 г.; Петра и Павла на Синичьей горе, 1185-1192 г.; Георгия в Старой Ладоге, 2-я половина 12 в.).
В живописи 12 в. наряду с ориентацией на искусство Византии и Киева (фрески Софийского и Николо-Дворищенского соборов, церкви Георгия в Старой Ладоге; иконы «Устюжское благовещение», Третьяковская галерея, Москва, и «Ангел Златые власы», Русский музей, Ленинград) проявился самобытный демократизм местного искусства - главным образом во фресках церквей Благовещения в Аркажах (1189 г.), Спаса на Нередице (1199 г.) с их психологической напряжённостью и грубоватой силой, резкой графичностью бликов.
Связь с народным творчеством, мажорная красочность и обобщенность, декоративная графичность отличают ряд икон 13 — начала 14 в. («Еван, Георгий и Власий», Русский музей). С конца 13 — начала 14 в. зодчие Новгорода, ставшего крупнейшим культурным центром Руси, стремятся усилить выразительность архитектурной композиции, используя иногда элементы романского стиля, применяя трёхлопастные завершения фасадов (церкви: Николы на Липне, 1292 г.; Успения на Волотовом поле, 1352 г.).
В стройных торжественных сооружениях 2-й половины 14 — начала 15 в. (церковь Федора Стратилата, 1360-1361 г.; церковь Спаса на Ильине, 1374 г.) известная нарядность, свободное использование декоративных элементов сочетаются с тектонической ясностью объёма.
Фрески церквей Спаса на Ильине улице (1378 г., Феофан Грек), Федора Стратилата на Ручье (2-я половина 14 в.), Успения на Волотовом поле (между 1363 и 1390 г.) поражают одухотворённой патетикой, стремительностью и свободой движения, драматической экспрессией письма; линейно-графические иконописные приёмы ощущаются во фресках церквей Спаса на Ковалеве (1380 г.), Рождества на кладбище (1380-е — 1390-е г.).
В иконописи конца 14 — 15 в. были выражены верования и представления народа, исторические события Новгорода («Флор и Лавр», «Битва новгородцев с суздальцами» — в Третьяковской галерее); замечательны в ней артистическая выразительность строгих, обобщённых линий, сияющая чистота красок, лаконизм и чёткость силуэтов. В миниатюре и декоративном искусстве Новгородской школы велика роль плетёного орнамента, бытовых и юмористических фигур. В середине 15 в. в церковной архитектуре развиваются архаические тенденции. С конца 15 в. искусство Новгорода теряет своеобразие и развивается в общем русле русской культуры.
Церковь Спаса Преображения на Нередице близ Великого Новгорода. 1198 г.
|
Церковь Фёдора Стратилата на Ручье.
|
Церковь Успения Пресвятой Богородицы на Волотовом поле.
|