Санкир
Санкир (др.-русск. санкиръ, из греч. sarkinos — «плотский», от sarx, sarkinon — «плоть, тело») — в византийской и древнерусской иконописи — основной тон личного письма, поверх которого наносятся прописи — вохрение плавью или отборкой.
Греческое слово «сарка» мужского рода; в ранней византийской иконе прием санкира постепенно вытеснял традиционное письмо мазком, связанное с техникой энкаустики и следующее эллинистической традиции. Переход от мазковой живописи к санкиру связан также с использованием темперы вместо восковых красок.
В западноевропейской живописи понятию санкира соответствует подмалевок (сравн. карнация; лессировка; черниль). «Просанкиривание, — как пишет П. А. Флоренский, — в значительной мере определяет основной характер иконы и ее стиль. Санкиром или санкирем называется основной красочный состав для прокладки лица... Византийский санкир был серо-синий, индигового оттенка, итало-критский — коричневый, в русской иконописи XIV—XV веков — зеленый, затем он стал темнеть и буреть, ко второй половине XVI века сделался табачным...
Состав его соответственно тоже изменялся: так, санкир вторых строгановских писем составлялся из умбры с белилами, отчасти охры; по способу Панселина, состав его определяется из одной драхмы белил, такого же количества охры, такого же количества зелёной краски, употребляемой в стенописи, и четверти драхмы черной.
Современный санкир составляется из жженой умбры, светлой охры, небольшого количества голландской сажи. Просанкиренное лицо есть конкретное ничто его. Когда санкир присохнет, то контуры лица — внешние и внутренние — проходят краской, т. е. переводятся из отвлеченности в первую степень наглядности, так, чтобы лицо получило первое расчленение. Эти цветные линии носят название описи» (Флоренский П. «Иконостас»).
Иконы, написанные с использованием санкира.
|
Портрет П.А.Флоренского и С.Н.Булгакова.
|
Скульптура Флоренского П.А.
|