Импасто
(по-итальянски impasto - тесто)
Густая, сочная накладка красок, нередко употребляемая в живописи масляными красками, в особенности для усиления светового эффекта. Густо наложенный красочный пигмент, например, масло или акрил, передающий движения кисти художника (Франк Ауэрбах, Виллем де Кунинг, Джек Йейтс, Винсент ван Гог) или удары мастихина (Жан Поль Риопель).
Ван Гог, как правило, накладывал краску на полотно таким густым слоем, что при этом оставались, видны все следы кисти. Эта техника позволяла ему добиваться богатой фактуры, как, например, в его картине «Коровы», 1890 г. или «Морском пейзаже в Сект-Мари», 1888 г.. Техникой импасто пользовались многие импрессионисты, чему способствовали краски в металлических тюбиках, появившиеся впервые в 1840 году.
Краска в тюбиках была гуще, чем прежде, что позволяло выдавливать ее прямо на холст из тюбика, не опасаясь, что она расплывется. Кроме того, такая краска, смешанная не вручную, а машинным способом, отличалась большей однородностью, что также помогало работать в технике импасто. Техника импасто, которой пользовался Ван Гог, отличалась от подобной техники, которой пользовались импрессионисты.
Его мазок был более выразительным и энергичным, чем у импрессионистов, и это, скорее всего, было связано с любовью Ван Гога к творчеству Адольфа Монтичелли (1824-1886 г.), чьи работы он открыл для себя в 1886 году (репродукция картины Монтичелли «Фауст, Маргарита и Мефистофель». Некоторые из картин Монтичелли настолько густо покрыты краской и выдержаны в такой фактуре, что их порой можно принять за творения человека с расстроенной психикой.
Так же техника импасто используется в гравировании: искусное соединение штрихов с пунктиром, служащее для той же цели.
Женщина VI. В. де Кунинг.
|
Коровы. В. ван Гог.
|
Неявная реальность. Ж. Риопель.
|