«Сад любви» в картинах художников
Классическим примером подобной композиции является триптих И. Босха (1500-е гг.), на его центральной створке изображен «Сад радостей земных», по правую сторону от которого показан Рай, а по левую — Ад.
«Сад любви» незримо присутствует между строк поэмы Данте «Божественная комедия». В эпоху Возрождения окончательно сформировался образ «Сада любви» как земного Рая, Элизиума — гармонии человека и природы.
Этот образ сохранил аллюзию античного «прелестного уголка» (лат. locus amoenus) — приюта богов и героев, пещеры нимфы Каллипсо в «Одиссее» Гомера, но он контаминирован со средневековой темой странствий, паломничества, приключений «очарованного странника» — рыцаря. Причем происходит своеобразное «снижение» христианской идеи спасения.
Паломничество к святыням превращается в обычное путешествие в поисках любовных приключений. «Госпожа Венера» после множества испытаний вводит рыцаря в зеленый парадиз, в котором вознаграждает его верность Прекрасной даме. Все заканчивается «танцем в саду любви». Подобный сюжет является основой многих средневековых версий «Романа о розе». Рай, таким образом, низводится с небес на землю.
Одна из самых знаменитых картин на тему «Сада любви» написана в 1632—1635 гг. выдающимся фламандским живописцем Питером Паулем Рубенсом (1577-1640; имеются два варианта картины: один в собрании Дж. Ротшильда, другой — в Прадо, в Мадриде, а также рисунок и гравюра на ту же тему). Композиция представляет собой аллегорию супружеского счастья, к которому всю жизнь стремился художник.
Крылатый Амур с колчаном и стрелами за спиной подталкивает влюбленных к храму Венеры, в преддверии которого уже собрались другие пары. В глубине храма богини любви, представленном в виде грота в «сельском стиле», виден жертвенник, чашу которого с огнем поддерживают три грации. У правого края картины — фонтан со статуей Природы, из ее грудей живительные струи выливаются в большую чашу.
На переднем плане пышно разодетые дамы напоминают «новые грации». Особую прелесть картине придают интимные аллюзии: во всех женских персонажах проступает один любимый художником образ, в нем соединяются черты двух его жен: восемнадцатилетней Изабеллы Брандт (1591—1626), на которой Рубенс женился в 1609 г. и был с ней счастлив, а после ее кончины художник женился в 1630 г. на Елене Фаурман (Фаурмент), двоюродной сестре Изабеллы (девочке 16 лет).
О необычной любви художника писал Э. Фромантен: «С раннего возраста и до самой смерти в сердце Рубенса жил один определённый тип красоты. Этот идеальный образ, в который он был влюблен, неотступно преследует его и владеет его воображением. Рубенс наслаждается им, обогащает его и завершает. Он ищет его в своих браках и не перестает повторять его во всех своих произведениях.
Всегда было что-то и от Изабеллы, и от Елены в женских типах, которые Рубенс писал с каждой из них. В первой он как будто предвосхищал черты второй; во вторую вложил как бы неизгладимое воспоминание о первой». Идеи и, отчасти, композиционное решение темы «Сада любви» Рубенса продолжил в начале XVIII в. замечательный французский художник А. Ватто.
Иероним Босх. Страсти Христовы.
|
Сад радостей земных. Иеронима Босха.
|
Триптихи Босха.
|