Сакральная география христианской культуры
Сакральная география христианской культуры — мистическое, иррациональное понятие западного христианства. Согласно евангельским повествованиям и книге «Деяния Апостолов», Христос и его ближайшие ученики не имели на земле места, где могли бы преклонить голову.
Святая земля — Палестина, Иерусалим — не стала действительным центром христианского мира не только по причине мусульманской экспансии. Она является символическим центром христианства. Странствия Христа, а затем Св. Апостола Павла (три путешествия в Малую Азию, Кипр, Македонию, Грецию и казнь в Риме; Деян. 13—21) формировали новую сакральную географию.
Характерным примером формирования сакральной географии являются легенды о странствиях Св. Иакова Старшего в Испанию. Укрепление новой веры происходило не на родине христианства, а в чужих землях: в эллинистическом Египте, в Равенне, Риме, Константинополе.
Христианство укоренено в истории, но не идентифицируется ни с одной этнической культурой. Христианская вера является страннической, мессианской по своей природе; без собственной земли, она интегрирует различные учения, видения, прозрения, культурные традиции и формы искусства, хотя и остается неизменной, канонической. Одной-единственной христианской земли не существует, но христианская история — это реальность.
Отсюда метафизический характер сакральной географии, сродни символичности художественного мышления человека. Этим же объясняются неудачи попыток превратить христианскую географию в факт действительной, материальной жизни. «Священная война» западных христиан за отвоевание Святой земли у мусульман (1096—1270) осуществлялась в истинно исламском духе. Католичество, сформированное вдали от исторической родины христианства, уже не зависело от Святой земли. Завоевав Иерусалим, христианский мир в действительности не расширил своих владений.
Именно поэтому Св. Франциск Ассизский попытался противопоставить агрессии крестоносцев мирное и смиренное миссионерство. Сакральность христианской географии является важнейшим фактором, определяющим характер католической духовности и церковного искусства.
Правая часть картины Странствия Христа.
|
Странствия Христа фрагмент.
|
Левая часть картины Странствия Христа.
|