Социалистический реализм
(соцреализм)
Одно из важнейших художественных направлений в искусстве XX века; особый художественный метод (тип мышления), базирующийся на познании и осмыслении жизненной действительности эпохи, которая понималась как динамично изменяющаяся в своём «революционном развитии». Соцреализм теоретически опирается на философские принципы историзма и диалектического понимания бытия, частично восходит к русской и зарубежной реалистической традиции в искусстве, однако несет в себе новое, ранее не воспринимаемое идейное содержание, заложенное диалектико-материалистической философией и коммунистическими идеями марксизма (марксистская эстетика) во второй половине XIX—XX в.
Термин «социалистический реализм» возник в советской печати в 1932 году и был закреплен в «Уставе Союза советских писателей СССР», принятом на Первом съезде советских писателей в 1934 году. Главным постулатом соцреализма стала партийность, социалистическая идейность. Эстетическое понятие «реализм» было волюнтаристски соединено с политическим определением «социалистический», что на практике вело к подчинению литературы и искусства принципам идеологии и политики, к выхолащиванию самого содержания искусства. Соцреализм являлся универсальным методом, предписанным, кроме литературы, музыке, кино, изобразительному искусству и даже балету. Под его флагом прошла целая эпоха в отечественной культуре. Многие художники, чье творчество не укладывалось в прокрустово ложе соцреализма, в лучшем случае отлучались от литературы и искусства, в худшем — подвергались репрессиям (Мандельштам, Мейерхольд, Пильняк, Бабель, Хармс, Павел Васильев и другие).
Новой власти требовалось искусство, соответствующее её пропагандистской идеологии. Возник РАПП, организация пролетарских писателей, активно занимавшаяся критикой писателей непролетарских. РАПП состоял в основном из начинающих писателей. Между тем, формирующемуся соцреализму требовался писатель уже известный, который мог бы возглавить направление, придать ему вес. Таким писателем стал Максим Горький. Его произведения в общих чертах отвечали требованиям соцреализма. Горький в торжественной обстановке вернулся из эмиграции и возглавил специально созданный Союз писателей СССР, куда вошли в основном писатели и поэты просоветской направленности. Герой литературы двадцатых — тридцатых годов — большевик, обладающий сверхчеловеческой железной волей. Теория социалистического реализма обосновывала необходимость направляющей роли социалистического государства и коммунистической партии в организации духовной жизни в обществе.
Довольно пёструю картину являло собой и изобразительное искусство 1920-х г. В нем выделилось несколько группировок. Наиболее значительной была группа «Ассоциация художников революции». Они изображали сегодняшний день: быт Красной Армии, быт рабочих, крестьянства, деятелей революции и труда. Они считали себя наследниками «передвижников». Они шли на фабрики, заводы, в красноармейские казармы, чтобы непосредственно наблюдать жизнь своих персонажей, «зарисовывать» её.
В другом творческом содружестве — ОСТ (Общество станковистов) — объединилась молодёжь, окончившая первый советский художественный вуз. Девиз ОСТа — развитие в станковой живописи тематики, отражающей приметы XX столетия: индустриальный город, промышленное производство, занятия спортом и др. В отличие от мастеров АХРа «ОСТовцы» видели свой эстетический идеал не в творчестве своих предшественников — художников-«передвижников», а в новейших европейских течениях. Известностью и успехом пользовались писатели, писавшие отнюдь не в русле соцреализма — Александр Блок, Сергей Есенин, Владимир Маяковский, а также классика.
Преобладающие темы социалистического реализма удивительно однообразны. Счастливая деревня после коллективизации (С.В. Герасимов — "Колхозный праздник" 1937 г.), доблесть и сила армии (С.А. Чуйков "На границе" 1938 г.), портреты руководителей партии, среди которых ведущее место занимает Сталин (С.В. Герасимов — "портрет Сталина", 1935 г.).
Война, пробудившая русский национализм, оживила на полотнах славное боевое прошлое (Н.П. Ульянов "Лористон в ставке у Кутузова", 1945 г.; П.Д. Корин — триптих "Александр Невский", 1943 г.) связывая его с настоящим (А.А. Дейнека — "Оборона Севастополя" 1942 г.; С.В. Герасимов — "Мать партизана", 1943 г.). После 1955 метод социалистического реализма стал более гибким и свободным. Теперь в его рамках возможны и поиски новых формальных решений (например в творчестве Г.М. Коржева, П.А. Смолина, Д.Д. Жилинского). Однако доктрина социалистического реализма по-прежнему оставалась единственным официально разрешенным в СССР художественным методом.
«Развитие» социалистического метода привело к тому, что в 1960-е — 1980-е годы официальные власти из огромной массы певцов соцреализма выбирали самых лояльных, осыпая их в изобилии премиями и званиями, появился даже термин «секретарская литература» (так называли произведения секретарей Союза писателей, издаваемые миллионными тиражами). Но жизнь всегда оказывалась сложней государственных предписаний и догм. Несмотря на то что, официальная критика и литературоведение причисляла к выдающимся представителям соцреализма таких писателей, как А.Н. Толстой, М.А. Шолохов, А.А. Фадеев, Л.М. Леонов, они не являлись в чистом виде таковыми (хотя некоторые их произведения вполне отвечали требования основного метода). Сила их таланта, самобытное дарование раздвигали ограниченные рамки соцреализма, подлинно талантливые книги этих писателей вошли в сокровищницу великой русской литературы.
Конечно, было немало тех, кто выдавал на-гора нетленные образцы соцреализма: в литературе — Ф.В. Гладков, С.П. Бабаевский, Г.М. Марков; в живописи — В.А. Серов, А.М. Герасимов, Д.А. Налбандян, в кино — некоторые фильмы Г.В. Александрова, И.А. Пырьева, М.Э. Чиаурели; в драматургии и театре — А.В. Софронов, Н.Ф. Погодин, А.Е. Корнейчук. С крушением Советского Союза перестал существовать и социалистический метод.
Рабочий и крестьянка. В.И. Мухина.
|
Трубачи Первой Конной армии. М.Б. Греков. 1934 г.
|
Праздник. А. Ребров. 1985 г.
|