Анималистический жанр
(от латинского animal - животное)
Жанр изобразительного искусства, основным объектом которого являются животные, главным образом в живописи, скульптуре, декоративном искусстве и графике. Анималистика сочетает в себе естественнонаучные и художественные начала и развивает наблюдательность и любовь к природе. В произведениях анималистического жанра тонкое знание животного мира, острота характеристики и декоративной выразительности образов сочетаются с познавательными задачами. Главной задачей анималиста может быть как точность изображения животного, так и художественно-образные характеристики, включая декоративную выразительность или наделение животных присущим людям чертами, поступками и переживаниями (например, басни).
Остро стилизованные, имевшие, как правило, магическое значение фигуры зверей и птиц были распространены в первобытном искусстве, в памятниках евроазиатского "звериного стиля" (в том числе у скифов, сарматов, саков и других племен), у народов Африки, Океании, древней Америки; непревзойденной монументальностью отличаются изображения реальных и мифологических животных в искусстве Древнего Востока, экспрессивной динамикой – в настенных росписях, вазописи, пластике крито-микенской цивилизации, искусстве классической античности и эллинизма.
Собственно анималистический жанр появился в Китае в периоды Тан (8 в.) и Сун (13 в.). В средневековом искусстве Европы были распространены почерпнутые из фольклора, языческих и христианских легенд сказочно-гротескные образы зверей и птиц; художники эпохи Возрождения (Пизанелло, А. Дюрер) начали рисовать животных с натуры. Европейский анималистический жанр сформировался (первоначально во многом как аллегорический - морализирующий, когда те или иные животные выступали как олицетворение человеческих пороков и добродетелей) в 17 в. в искусстве Голландии (П. Поттер, А. Кейп, М. де Хондекутер) и Фландрии (Ф. Снейдерс, Я. Фейт). В 18 в. во Франции (Ж.Б. Удри), России (И.Ф. Гроот) и другие.
В 19 — начале 20 века наряду с романтическим восхищением силой и ловкостью зверя (А.Л. Вари во Франции) определяется стремление к точному изучению животных (Дж. Одюбон в США, К. Труайон во Франции, скульпторы П.К. Клодт, Е.А. Лансере в России, А. Гауль в Германии, К. Томсен в Дании), часто в естественной обстановке их жизни (Б. Лильефорс в Швеции, А.С. Степанов в России), или к их яркой пластической характеристике (скульптор Ф. Помпон во Франции, В.А. Серов в России).
Творчество ведущих советских анималистов (живопись, скульптура, эстамп, иллюстрации к научным и детским книгам и т.д.) отмечено тонким знанием животного мира (воспринятого в тесной связи с жизнью природы и человека), сочетанием познавательных задач с остротой характеристики и декоративной выразительностью образов (В.А. Ватагин, И.С. Ефимов, Е.И. Чарушин, И.Г. Фрих-Хар, Д.В. Горлов, Е.М. Рачёв, Г.Е. Никольский, В.И. Курдов, А.М. Лаптев, Б.Я. Воробьев, А. Старкопф и другие).
Художника, который специализируется в этом жанре, называют анималистом. Художник-анималист уделяет основное внимание художественно-образной характеристике животного, его повадок, среды его обитания (например, в станковой живописи и скульптуре, в эстампе), но при этом с научной точностью передает его анатомическое строение. Декоративная выразительность фигуры, силуэта, расцветки особо существенна в парковой скульптуре, росписях, мелкой пластике; часто (особенно в иллюстрациях к сказкам, басням, в аллегорических и сатирических изображениях) животное «очеловечивается», наделяется присущими людям чертами, поступками и переживаниями.
Нередко главной задачей анималиста становится точность изображения животного (например, в иллюстрациях к научной и научно-популярной литературе). В книжной графике, иллюстрациях к сказкам, басням, аллегорическим и сатирическим произведениям, животное часто «очеловечивается», то есть, наделяется присущими людям чертами, поступками и переживаниями, одевается в костюмы. Для скульптуры и мелкой пластики, декоративного и народного искусства (резьбы по дереву, кости, камню, глиняной игрушки, вышивки) особенно существенна декоративная выразительность фигуры, силуэта, фактуры, цвета животного.
Медведь. В.А. Ватагин. 1956 год.
|
Молодой бык. Паулюс Поттер.
|
Возвращение с охоты. Франц Снейдерс.
|