Эпигонство
(по-гречески epigonoi — родившийся после)
Нетворческое следование литературным образцам, упрощение, вульгаризация, выхолащивание художественных стилей и индивидуальных манер, механическое заимствование утративших былую оригинальность и содержательность приёмов.
Как понятие с отрицательным оттенком, эпигонство начало восприниматься с момента утверждения эстетики романтизма, когда индивидуальная точка зрения видения мира и творческая оригинальность становится одним из основных критериев художественности.
Эпигонство — неотъемлемое свойство литературы любого периода, поскольку «участь всех сильных и энергичных талантов — вести за собой длинный ряд подражателей» (Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин).
Подражатели, эпигоны, как правило, паразитируют на произведениях, снискавших известность и популярность: воспроизводят сюжетные ходы, особенности стиля, композиции, фигуры действующих лиц. Они способствуют шаблонизации литературного жанра, тривиализации художественного опыта оригинальных художников, чьи творческие достижения вольно или невольно понижают до уровня своих скромных возможностей, прибегая к упрощениям, утрировке, схематизации.
Эстетическая вторичность, рабская зависимость от существующих литературных образцов, тиражирование художественных открытий писателей «первого ряда», эксплуатация некогда новаторских приёмов — эти характеристики позволяют сблизить эпигонство с массовой литературой. Примером подобного рода эпигонской литературы являются многочисленные образцы русской романтической поэмы 1830-х годах, полностью зависевшие от поэм Джорджа Гордона Байрона и Александра Сергеевича Пушкина и превратившие индивидуальные особенности их произведений в литературные шаблоны.
Эпигонскими могут быть сочинения и писателей первого ряда: эпигонскими были первые произведения Оноре де Бальзака (трагедия «Кромвель», написанная в подражание Пьеру Корнелю и Жану Расину), Николая Васильевича Гоголя (поэма «Ганс Кюхельгартен»), Николая Алексеевича Некрасова (лирический сборник «Мечты и звуки»), Бернард Шоу (до обращения к драматургии писавшего тусклые социально-бытовые романы) и другие.
Портрет Н.В. Гоголя. Ф. Моллер.
|
Бюст О. де Бальзака. П. Эбер.
|
Портрет Н. Некрасова. И. Крамской.
|