Сарматские портреты
Сарматские портреты — разновидность портретной живописи в искусстве Польши XVII-XVIII вв. В 1569-1795 гг. объединенное польско-литовское государство, занимавшее земли по обе стороны от р. Висла, от Пруссии на западе до русских земель на востоке (граница проходила по Днепру), называлось Речь Посполита (польск. Rzecz Pospolita, от лат. «res publica» — «общественное дело»).
Страной правили короли, которых избирал сейм (польск. sejm — «сбор выборщиков», от лат. se-junere — «отделять, отличать»). Появление оригинального искусства польской портретной живописи связано с укреплением государственной идеологии «сарматизма» в среде польских дворян, которые считали себя потомками сарматов, населявших в первых веках нашей эры территории Северного Причерноморья.
«Явно и ясно, — подчеркивалось в польских «Хрониках» (1633), — что именно мы и есть сарматы», потомки древнего богоизбранного воинственного племени, ведущего свой род от библейского Иафета. В «Хрониках» также сообщалось, что Бог говорил с Адамом и Евой по-польски и от первых людей произошли сарматы и все шляхтичи (польск. szlachcic — от ср.-верх.-нем. slahte — «род, происхождение»).
Подобная мифическая генеалогия способствовала интересу к геральдике, галереям родовых портретов. Искусство портретного жанра развивалось в Речи Посполитой в условиях замкнутой аристократической культуры. Источниками этого искусства были гравюры итальянских и немецких художников, а также восточноевропейские полуготические-полуренессансные скульптурные надгробия XVI в.
Для таких надгробий характерны помпезность, идеализация. Шляхтичи ввиду напряженной политической обстановки в Восточной Европе XVI-XVII вв. считали себя новыми крестоносцами, единственными рыцарями, верными защитниками католичества. В 1683 г. конница польских шляхтичей решила исход сражения с турками под стенами Вены и фактически спасла Европу от мусульманского нашествия. Особенностью развития искусства восточноевропейских стран — Чехии, Саксонии, Польши — в XVI—XVIII вв. является провинциальный сплав готического стиля с ренессансными веяниями из Италии. Однако в Италии в XVI—XVII вв. искусство Возрождения сменялось Маньеризмом и Барокко и именно в такой «маньеристическо-барочной редакции» достигло восточноевропейских стран.
Поэтому художественный стиль сарматских портретов двойствен. С одной стороны, он характеризуется архаизмами: фронтальностью, декоративной плоскостностью, натуралистичностью деталей, использованием готических элементов (они имели идеологическое значение, подчеркивали древность рода). С другой — чертами барочного мышления; в большие портреты непременно включали парадные аксессуары: колонны, драпри, аркады, алтари. Камерные портреты, связанные с надгробными, сепулькральными композициями, отличаются утонченной светскостью.
Сарматский портрет является частью восточноевропейского типа постренессансной культуры, которую иногда называют «славянским барокко». В сарматских портретах много общего с украинскими «казацкими портретами», народным лубком, русской иконописью строгановской школы и парсуной. В отдельных случаях очевидны влияния книжной миниатюры, в том числе персидской. Сарматские портреты близки по стилю парадным портретам елизаветинского Ренессанса в Англии (1558—1603), произведениям испанских живописцев при дворе Филиппа II в Мадриде (1556-1598) или картинам рудольфинских художников в Праге (1576— 1611).
Картина рудольфинских художников.
|
Сарматский-Польский портрет.
|
Картина рудольфинских художников.
|