Станковая живопись
Род живописи, произведения которого имеют самостоятельное значение и воспринимаются независимо от окружения. Основной формой станковой живописи издавна является картина, отделенная рамой от окружающей обстановки. В буквальном понимании — живопись, созданная на станке (мольберте). Произведение станковой живописи создаётся на нестационарной (в отличие от монументальной), и не утилитарной (в отличие от декоративной) основе (холсте, картоне, доске, бумаге, шёлке), и предполагает самостоятельное и не обусловленное окружением восприятие.
Предшественниками картины были почти не сохранившаяся древнегреческая станковая живопись на досках (пинакс), иногда на холсте, а также имевшие сакральное значение эллинистические и римские портреты (наиболее сохранившийся их вариант — погребальный фаюмский портрет). С античной традицией поначалу связаны христианские иконы — религиозная станковая живопись; однако в ходе развития живописи средних веков иконы объединяются в монументальные ансамбли алтарных преград, иконостасов и алтарей, получая смысловое и декоративное единство.
В XIV—XVI в. формируются относительно самостоятельные типы картин, долгое время еще связанные с ансамблем храмовых, дворцовых и домашних интерьеров. Лишь в XVII в. (особенно в Голландии) складываются и в конце XVIII—XIX в. окончательно вырабатываются нормы собственно станковой живописи, требующие полного погружения зрителя в мир картины и освобождающие ее от дидактических и декоративных функций. В конце XIX—XX в. вновь оживает интерес к монументальным и декоративным качествам станковой живописи.
Основные материалы станковой живописи — масляные, темперные и акварельные краски, гуашь, пастель, акрил. На Дальнем Востоке получила преимущественное распространение живопись тушью, (в основном — монохромная), зачастую интегрирующая каллиграфию. Особое место занимает монотипия — псевдотиражная техника живописи, использующая характерный для эстампа приём нанесения красочного слоя на бумагу отпечатыванием с доски (металлической, пластиковой, стеклянной). Европейская картина, как правило, отделяется от окружения рамой или паспарту, восточная традиция оставляет живопись в листе или свитке, иногда дублируя на декоративное основание. Станковая живопись — один из основных видов изобразительного искусства, наиболее богатый жанрами и стилями.