Аэрография
(от греческого aero - воздух и grapho - чертить, царапать, изображать, писать)
Одна из живописных техник, использующая аэрограф в качестве инструмента для нанесения жидкого или порошкообразного красителя при помощи сжатого воздуха на какую-либо поверхность. Также может быть использован баллончик с краской. Аэрография используется: в росписи кузовов автомобилей, для росписи стен, подготовленных к покраске, в декорировании керамики, в разрисовке тканей и театральных декораций, в книжной графике, в изготовлении крупноформатных плакатов.
Технология.
Предназначенная для покраски поверхность специально подготавливается. Для чистых поверхностей может использоваться грунтовка, для уже окрашенных — матирование. Далее наносится сам рисунок по созданному ранее эскизу изображения в один или несколько слоев. При необходимости рисунок покрывается лаком, который придает блеск и защищает краску от внешней среды. Некоторые лаки полимеризуются в печке при невысоких (60—80°C) температурах и полируются, для выравнивания поверхности. Для упрощения нанесения рисунка на окрашиваемую поверхность может использоваться трафарет. Трафарет для аэрографии изготавливается в виде пластинки из свинцовой фольги или картона с отверстиями, воспроизводящими рисунок; и размещается на поверхности предмета.
История аэрографии.
Аэрограф был изобретен в 1893 году английским акварелистом Чарльзом Л. Бердиком, который в том же году основал компанию "Фаунтин Браш" и выпустил в продажу первую партию аэрографов, не имевших успеха у художников. Королевская Академия искусств отвергла выставленные на выставку акварели Бердика, выполненные им аэрографом, не потому, что у них не было художественных достоинств, а потому, что акварели были созданы "механическим инструментом".
Досталось крепко и Ман Рэю за его эксперименты с аэрографом. Этот американский художник, преподаватель рисунка, скульптуры, фотограф, деятель кино родился в 1890 году в Филадельфии. Больше всего он известен как основатель движения дадаизма - предтечи сюрреализма и поп-арта. Будучи всегда в поисках чего-то нового, Ман Рэй открыл для себя в 1918 году аэрограф и создал серию картин, которую выставил в Париже под названием "Первый напыленный объект". Выставка провалилась. Критики обвиняли Рэя как "мошенника, преступника, девальвирующего живопись как искусство посредством применения аэрографа"
Аэрограф использовался в коммерческой области для ретуши фотографий, цветных плакатов, иллюстрированных объявлений. Но к шестидесятым годам мир коммерческого искусства стал привлекать хороших художников, основатели поп-арта нашли для себя вдохновение в образах рекламы, они вновь открыли аэрограф. Образы Мэрилин Монро Уорхола, консервные банки Кэмпбелла, увеличенные комические виньетки Лихтенштейна, стилизованные "ню" Вессельмана и другие выражения поп-арта без вусякого смущения использовали все виды художественных средств: масла, акриловые краски, эмали, шелкографию... и аэрографы. Питер Филипс и Аллан Джоунс были теми художниками поп-арта, которые особенно любили аэрограф.
Место аэрографа в изящном искусстве стало более надежным с появлением следующей художественной волны - фотореализма. Это было подтверждено выставкой "Фотографический образ" Музея Гугенхейма в Нью-Йорке, обширной экспозицией грандиозных картин, написанных с абсолютным реализмом. Они были бездушны и механистичны, по всему виду фотографичны, броско представляя образы в виде гигантских портретов, увеличенных деталей мотоциклов, автомобилей, интерьеров, урбанистических ландшафтов, усыпанных сверхдетализированными неоновыми сигналами рекламы. Последовали другие выставки. Кульминацией явилась Парижская Биеннале 1972 года, где были представлены новые формы художественного выражения: гиперреализм, или реализм, доведенный до своего предела.
Конечно, аэрограф был идеален для такой формы искусства с ее характерной четкостью и совершенной законченностью образа. Принятие гиперреализма позволило аэрографу окончательно и безоговорочно занять свое место в мире изобразительного искусства. Теперь его рассматривают просто как еще один из инструментов в арсенале художника. Бывают выставки, посвященные исключительно живописи аэрографом, и многие широко известные художники используют аэрограф в своем творчестве.
Но этот тяжело добытый престиж надо поддерживать, поскольку, несмотря на общепризнанную пользу, аэрограф зачастую используется неправильно. Допустимо использовать аэрограф для исправления фотографий или изображения, репродуцирования фотографий - удаляя лишнее, видоизменяя формы, цвет или контраст, чтобы выразить мысль художника, его видение. Но неприемлемо простое копирование фотографий и выдавание этого за оригинальную, творческую работу, что нередко случается. Некоторые любители аэрографа, не овладев искусством рисунка и живописи, создают "художественные" произведения посредством фотокопий и калькирования. Естественно в их работах появляются ошибки в композиции и рисунке, иногда нарушаются правила перспективы и почти никогда не соблюдаются законы градации тона цветовой гармонии. В общем, для работы с аэрографом необходимо изучать рисунок и живопись. Чтобы хорошо писать аэрографом, необходимо прежде овладеть живописью.
Клетка. Ман Рэй. 1918 г.
|
Аэрография на автомобиле.
|
Аэрография стен.
|