Система обучения в Академии художеств
По Уставу 1764 г. при Академии художеств было организовано Воспитательное училище, в которое принимали мальчиков всех сословий в возрасте пяти-шести лет. Процесс обучения проходил в течение пятнадцати лет в пяти «возрастах» — по три года на каждый. На Воспитательное училище из них приходилось три возраста, т. е. девять лет.
Обучение было жестко регламентировано: первый и второй возрасты — овладение техникой рисования (копирование «оригиналов» и гипсовых орнаментов), третий возраст — гипсовый класс (рисование гипсовых слепков античной скульптуры) и начало обучения живописи, четвертый и пятый возрасты предполагали работу в «натурных классах» (рисование и живопись с обнаженных натурщиков), рисование драпировок и сочинение (композиция картины). Основу обучения составлял рисунок, а живопись уподобляли раскрашиванию рисунка согласно правилам светотени. Композиция представляла собой комбинирование выученных на память антиков в стандартных позах, но соответственно предложенному сюжету. Исторический жанр живописи считали самым достойным.
Поэт и драматург А. П. Сумароков при открытии Академии художеств сформулировал главную задачу российских художников: «Изображать историю и великих людей». Это была одна из идей эпохи Просвещения. Первые русские академики исторической живописи — Антон Павлович Лосенко (1737—1773), его ученик Иван Акимович Акимов (17 54—1814), ученик последнего Григорий Иванович Угрюмов (1764-1823) — в полной мере следовали этой идее. В исторической картине «Владимир и Рогнеда» на сюжет из древнерусской истории Лосенко изобразил киевского князя Владимира Святославича в готической короне, что свидетельствует о романтическом мышлении. Картина написана по программе, заданной Советом Академии, за эту работу Лосенко получил звание академика.
Фигуры, обнаженные и в исторических костюмах, стилизовали под античные. Эта особенность складывалась еще на начальных этапах обучения рисунку с «оригиналов» и гипсовых слепков. Поэтому даже лучшие рисунки с натуры академических учеников показывают обнаженных натурщиков — типичных русских мужиков, с характерными коренастыми фигурами, но в классических позах и с лицами, исправленными под антики, как правило по гипсовой маске Аполлона Бельведерского. Отсюда несколько ироничный термин: «русифицированный антик».
Ученики, получившие первые золотые медали за сочинение по заданной программе, удостаивались шпаги, дворянского звания и права на заграничное путешествие за счет Академии — пенсионерство для продолжения образования. По окончании пенсионерства художник мог претендовать на звание «назначенного», а затем «академика».
Портрет художника и педагога Академии художеств Ивана Акимовича Акимова.
|
Лосенко Антон Павлович (1737-1773).
|
Лосенко Антон Павлович. Портрет актера Федора Григорьевича Волкова.
|