Арзамасская школа живописи
(А.В. Ступина; 1802 - 1862 г.)
Арзамасская школа живописи явилась первым провинциальным художественным учебным заведением. Арзамасская школа была основана известным русским художником А.В. Ступиным (1776-1861 г.). Он родился в Арзамасе, в 1802 году получив звание свободного художника, открыл в родном городе школу живописи. На обучение в школу принимались дети из разных сословий, в том числе и дети крепостных, получая при этом не только художественное, но и общее образование. Находилась под покровительством петербургской Академии художеств, которая награждала медалями лучших учеников и принимала их для продолжения обучения живописи. Наиболее одаренные дети получали свободу.
Видные художники дарили ей свои живописные произведения: К. Брюлов, А. Егоров, В. Шебуев, А. Варнек, И. Акимов, Академия художеств - 17 слепков с античных скульптур, гравюры и эстампы. Школьная библиотека состояла из обширных коллекций книг по всем отраслям наук и знаний. Обучались шесть лет. За год учебы с питанием платилось 200 рублей ассигнациями, уже имевшие художественные навыки - учились 4 года с платой по 350 рублей в год. Работы лучших учеников (рисунки и живопись) представлялись на выставки Академии художеств, получали медали, одаренные зачислялись в ее классы (в 1809 году И. Горбунов).
Отмечена высокая демократичность внутренней жизни школы: независимо от сословия, каждый участвовал в подготовке для всех красок, холстов и принадлежностей для рисования, в уборке помещений, в подаче кушаний на общий стол. Регулярно устраивались коллективные чтения, домашние спектакли, праздники с приглашенными. Вместе с учениками А.В. Ступин расписывал соборы многих городов России: Арзамаса, Пензы, Починок, Нижегородской ярмарки.
Популярность школы быстро росла, увеличивалось количество учеников. В 1809 г. А.В. Ступин представил первые результаты работы школы в Академию художеств. Успех экспозиции в Петербурге превзошел все ожидания. Арзамасская школа живописи была принята под покровительство Российской Академии художеств. А.В. Ступин стал академиком. Примечательно, что внутренние росписи Арзамасского Воскресенского собора выполнены учениками местной школы живописи и ее знаменитым на всю Россию руководителем академиком Александром Васильевичем Ступиным. Основные работы осуществил Осип Семенович Серебряков и его сын Александр.
В 1825 году в школе обучалось 26 человек, в том числе будущие академики живописи: К. Макаров, Н. Алексеев, В. Раев, А. Надеждин. Многие воспитанники стали учителями уездных и губернских училищ и гимназий (П. Веденецкий, И. Лебедев), основателями собственных художественных школ в Саранске, Козлове. Здание школы А.В. Ступина было отстроено по проекту М.П. Коринфского в 1814 году, но в 1842 году сгорело. Для его восстановления Академия художеств выделила 5000 рублей и коллекцию слепков с антиков: 5 статуй (Лакоон, Венера Медицийская) и 5 бюстов.
В пору своего расцвета (1830-е годы) Арзамасская школа способствовала развитию жанровой живописи, близкой к работам венециановской школы. Первая провинциальная частная школа Ступина воспитала целую плеяду талантливых мастеров. За 59 лет существования арзамасская школа выпустила 150 художников. Из нее вышли такие известные художники, как В. Перов, И. Горбунов, В. Раев, Н. Рачков, Н. Алексеев-Сыромянский. Их работы представляют особую ценность в собраниях многих музеев Петербурга, Москвы, Нижнего Новгорода, Казани, Саранска, Арзамаса.
Но жизнь многих воспитанников арзамасской школы была далеко не безоблачна, судьбы некоторых из них были полны трагических коллизий. Ученик школы Григорий Мясников - крепостной господина Гладкова, проявивший большие способности, обратил на себя внимание Общества поощрения художеств, которое, видя его успехи, изъявило согласие выкупить его у помещика за 2000 рублей. Помещик не согласился на эту сделку и потребовал художника к себе; заставил его учиться поварскому искусству на кухне, приказывал снимать с себя сапоги, чесать пятки. Измученный художник бежал к Ступину. Помещик послал за своим «добром» бурмистра, но водворенный обратно беглец снова бежал, опять был возвращен и, не найдя выхода, покончил с собой в картинной галлерее школы, оставив трагическую записку.
Жутко звучали указания Академии Художеств о свободных и несвободных учениках. Бесчеловечны и несправедливы были акты награждения медалями свободных и только отзывами «крепостных», хотя их было большинство, и среди них, по указаниям самого Ступина, были наиболее творчески одаренные личности. И немудрено, ибо в ученье помещики отдавали только тех крепостных, которые действительно оказывались способными; «вольные» же приходили обычно по своим влечениям», и среди них были и малоспособные, которые ждали от школы лишь ремесленных навыков для профессиональной работы будущих иконописцев. Большой «отсев» крепостных учеников, которые по окончании школы не шли своим прямым путем, в конце концов разочаровал А.В. Ступина, и он стал избегать крепостных. Такое безысходное положение крепостных художников, конечно, не способствовало их росту. Некоторые рано кончали свою жизнь, отравляя себя алкоголем, как И. Горбунов. Другие вступали на путь бунтарства и мщения помещику за свою судьбу.
К 1854 году школу окончило 150 человек, продолжало обучение 6. (Всего выпущено 168 художников, из них 88 было крепостными.) В связи с возрастом дела по школе А.В. Ступин передал зятю Н.М. Алексееву. Но после смерти А.В. Ступина (1861 г.) школа была закрыта (1862 г.).
Автопортрет И.К. Макарова.
|
Памятник А.В. Ступину в Арзамасе.
|
Портрет В.Г. Перова.
|