Энкаустика
(по-гречески enkaustikh, от encaio — жгу, выжигаю)
У древних греков и римлян способ живописи восковыми красками. В чем именно состояла техника этого теперь утраченного способа — остается невыясненным. Основываясь на показаниях Плиния Младшего и Витрувия, надо полагать, что существовало два рода энкаустики.
Иногда красочные вещества, смешанные с воском, накладывались на расписываемую поверхность при помощи сухой кисти, после чего по ней было легче проходить нагретым металлическим шпателем (по-гречески — cauterium); от его теплоты восковые краски распускались, сливались одна с другой, и прочно приставали к поверхности.
В других случаях, восковые краски употреблялись в жидком состоянии (полученном через подогревание их на огне или через прибавку к ним вещества вроде терпентина).
Такими красками писали кистью, подобно тому, как пишут водяными красками, а затем сплавляли их между собою и сглаживали путем повторения несколько раз приближения к ним жаровни с горячим углем.
Образцы энкаустики дошли до нас в писанных на досках портретах мумий эллинистической эпохи Египта, найденных в Файюмском оазисе, а также в некоторых из стенных декоративных украшений, открытых в Геркулане и Помпее.
Путем соответствующих исследований была установлена техника живописи энкаустикой и применяемые к ней материалы.
Основным материалом и связующим в энкаустике является воск, сваренный с добавкой светлой древесной смолы, который при легком нагревании «выпотевает» на поверхности живописи. Под действием едкой щелочи смыливается только свободная церетиновая кислота вышеприведенной смеси, а не омыленная часть превращается в эмульсию, которая после охлаждения не затвердевает. Если такой эмульсией покрыть поверхность и выпарить воду, то на ней осядут тонкие частички воска, которые при нагревании образуют монолитный слой. На этом принципе и основано применение воска в этой технике.
Приготовление связующего вещества. Расплавляют 25 г. белого пчелиного воска и 80 г. мастиковой смолы. В эту смесь вливают 70—80 г. поташа, растворенного в 250 см3 воды. Полученную белую эмульсию оставляют для охлаждения. Вместо поташа можно использовать аммиак или углекислый аммоний, они не оказывают химического действия на красители. По другому способу в горячую смесь воска и мастиковой смолы перед добавкой тоже горячего раствора поташа или аммиака можно добавлять и небольшое количество сырого льняного масла. Для того чтобы краски можно было наносить на стену кистью, в эмульсию добавляют желток или казеиновый клей.
Основания под энкаустику подготовляют из нескольких слоев известкового раствора. Верхний слой («интонако») состоит из трех слоев мраморной крошки и известкового теста с добавкой красителя, который тщательно, почти до блеска, разглаживают. На подготовленной таким образом поверхности рисуют красками, затертыми на восковой эмульсии.
Фаюмский портрет.
|
Фаюмский портрет.
|
Фаюмский портрет.
|