Святая Аллегория
Святая Аллегория (итал. «Allegoria Sacra») — условное название загадочных композиций, встречающихся в живописи художников Итальянского Возрождения. В галерее Уффици во Флоренции находится картина выдающегося живописца, основателя венецианской школы Джованни Беллини по прозвищу Джамбеллино (1432 - 1516), которую относят к типу «Святой аллегории».
Беллини жил и работал в Венеции, учился у отца - живописца Якопо Беллини. В картинах этого художника чувствуется влияние нидерландских мастеров, в частности Антонелло да Мессина — живописца, творчество которого стало связующим звеном между нидерландским и Итальянским Возрождением. В тихих, проникнутых нежной лирикой произведениях Беллини с их тончайшей пластикой и особенным настроением застывшего, уснувшего пейзажа чувствуется также влияние А. Мантеньи и Пьеро делла Франческа.
Картина «Святая аллегория» близка по настроению типу композиций, которые называют «Святым собеседованием» (изображение Мадонны с предстоящими святыми). Однако в этой композиции фигуры написаны на фоне таинственного пейзажа, в котором, по выражению А. Н. Бенуа, «под уснувшими скалами дремлют воды». Отсюда еще одно название картины: «Озерная Мадонна». Долгое время картину Беллини считали аллегорией Рая, затем — обычным «Святым собеседованием».
По предположению немецкого историка искусства Ф. Людвига, в основу картины положена поэма Гийома де Дежульвиля «Странствия души» («Le pelerinage de I'ame», IVв.). Поэма пересказана в XVI в. Также существует гипотеза о влиянии на композицию картины популярной в эпоху Возрождения поэмы Ф. Колонны «Гипнеротомахия Полифила» (это сочинение издано в Венеции в 1499 г., и в таком случае картину Беллини следует датировать последующими годами). Согласно французскому поэтическому источнику, играющие младенцы представляют собой души чистилища, а дерево с золотыми яблоками символизирует учение Христа.
Правосудие (Св. Петр) оставляет меч в руках Апостола Павла. О душах людей смиренно молится сама Богоматерь и другие персонажи картины. Озеро на дальнем плане на самом деле изображает Лету, реку забвения. Остальное — фантазия художника, его собственная страна грёз и молитв, душевный покой и религиозное смирение.
Джованни Беллини. Четыре Аллегории. Аллегория Благоразумия.
|
Джованни Беллини. Четыре Аллегории. Аллегория Умеренности.
|
Джованни Беллини. Четыре Аллегории. Аллегория Лживость или Мудрость.
|