Символика рыцарства
Юношу одевали в белое — символ чистоты, красное — символ крови, которую он должен был проливать в защиту церкви и государства, и в черное платье — символ смерти, навстречу которой он шел бесстрашно. После установленного поста, после молитвы и исповеди новобранец слушал обедню и проповедь об обязанностях рыцаря. Затем ему вручалась шпага, которую благословлял священник на подвиги чести и отваги: рыцари и благородные дамы надевали ему шпоры, панцирь, латы, нарукавники, перчатки, опоясывали шпагу и, наконец, подавали ему щит. Затем старший рыцарь (seigneur), у которого он был в науке, три раза ударял его по плечу плашмя шпагой, говоря: «Делаю тебя рыцарем во имя Господа, Св. Михаила и Георгия: будь мужествен, храбр и честен (франц. sois preux, hardi et loyal»).
Основателем рыцарства считают Св. Маврикия, небесным покровителем — Архангела Михаила, победителя Сатаны. Символику всадника-защитника возводят к античной мифологии — образу кентавра. На рельефах средневековых соборов встречаются изображения рыцарей, сросшихся со своим конем, а также всадников верхом на горном козле. Горный козел символизировал подъем, поскольку он взбирается на пики гор, поэтому рыцарь верхом на козле — символ духовного совершенствования. Рыцарь, падающий с коня, символизирует гордыню, или тщеславие.
У рыцарей-крестоносцев возник обычай закладывать в рукоять меча святые реликвии — символы непобедимости. Рыцари, вонзая меч клинком в землю, крестообразной рукоятью вверх, использовали его в странствиях как крест для моления. Герой Роланд, погибая в неравной битве с маврами, разбил о скалу свой меч Дюрандаль, чтобы находящиеся в его рукояти святые мощи не достались неверным. Во многих городах Германии перед зданиями ратуш установлены колонны или столпы с изображением фигуры рыцаря с мечом и щитом.
Важное значение в культуре Средневековья имели рыцарские турниры. Они способствовали укреплению идеалов свободы, самопожертвования, верности долгу, благородства в отношении к противнику и любви к Прекрасной Даме. Олицетворением благородных качеств рыцаря стали Св. Георгий Победоносец, Дмитрий Солунский, Мартин Турский, Людовик IX Святой. Живописные и скульптурные изображения рыцарей образовали отдельный жанр в искусстве Средневековья и эпохи Возрождения. Рыцарей или донаторов в рыцарских латах как защитников христианства изображали в алтарных картинах рядом с Мадонной.
В эпоху Крестовых походов и позднее, в XIV—XVI вв., складывались рыцарские ордена. Изображения короля в образе рыцаря под сводами готического храма (ст.-франц. guiennois) встречаются на средневековых монетах. Членов рыцарских орденов (от лат. ordin — «организация, порядок, установление»), а затем и награжденных почетными реликвиями, знаками отличия (орденами) именовали шевалье (франц. chevalier, от cheval — «конь»), т. е. всадниками, или кавалерами (через польск. kawaler или нем. Kavalier).
Фигура странствующего рыцаря в изобразительном искусстве, в зависимости от жанра, темы и сюжета, может олицетворять странствия души в земном мире, религиозное паломничество или любовное томление — паломничество любви. В эзотерической символике Зеленый рыцарь означает неофита (греч. neophytos— «новообращенный»), Красный рыцарь — завоеватель, победитель, Черный рыцарь олицетворяет недолгую рыцарскую жизнь и искупление через смерть, Белый рыцарь — невинность и чистоту.
Рыцарь, Смерть и дьявол.
|
Посвящение в рыцари.
|
Дама и рыцарь.
|