Салоны
(по-французски salon — комната, гостиная, от итальянского sala — зал)
Официальные выставки произведений живущих мастеров, проводимых в Париже с 1653 г. по инициативе Королевской академии живописи и скульптуры. Сначала они проводились ежегодно и не имели своего постоянного помещения, с 1673 г. устраивались под открытым небом во дворце Пале-Руаяль, с 1699 г. — в Лувре (до 1736 г. в Большой галерее, в 1737—1848 г. в так называемом Квадратном салоне, давшем им свое название).
С 1746 г. Салоны стали проводиться раз в два года. До середины XIX в. они были самыми представительными официальными выставками во Франции, на которых в первую очередь представляли произведения членов академии («назначенных»). Художники, не принадлежащие к официальной элите, могли показывать свои работы на площади Дофина (Салон молодых), в Салоне Академии св. Луки, в лавках на мосту Нотр-Дам и т.д. С XVIII века организацией выставок занимался смотритель королевских строений, а размещение экспонатов было в ведении члена академии. Так, в 1761—1773 г. это почетное поручение исполнял Ж.Б. Шарден.
Открытию выставки предшествовал выпуск каталога с кратким описанием наиболее выдающихся картин и данными о званиях и академических должностях их авторов. Широкий отклик, неизменно находивший свое отражение на страницах газет, журналов и специальных изданий, сыграл немаловажную роль в становлении и дальнейшем развитии художественной критики, одним из родоначальников которой был Д. Дидро, писавший о Салонах в 1759—1781 г. С 1848 г. выставки стали устраиваться во дворце Гран Пале на Елисейских полях.
Во времена правления Наполеона I было учреждено специальное жюри Салона, официальный государственный орган, занимавшийся отбором работ и поддерживающий, как правило, академическое искусство. Жюри отрицательно относилось ко всякому нарушению традиций, поэтому появление в Салоне произведений романтиков, реалистов и начинающих импрессионистов вызывало острую и непримиримую борьбу, накал которой зачастую свидетельствовал о степени их новизны и художественной значимости. С середины XIX века в знак протеста против официально проводимой жюри политики в области искусства стали возникать независимые художественные выставки (выставка Г. Курбе «Реализм», 1855 г.; «Салон Отверженных», 1863 г.; выставки импрессионистов, с 1874 г.).
В 1881 году салоны уже не считались официальным государственным мероприятием, их организацией занималось общество французских художников. Ежегодное проведение «Весеннего салона» с того момента стало давней традицией, а с 1903 г. начали проводиться и «Осенние салоны». Критические обзоры Салонов, писавшиеся с XVIII века многими критиками, писателями, философами (Д. Дидро, Стендаль, Г. Гейне, Т. Готье, Э. Золя и другими), обычно также носили сокращённое название «Салон». В конце XIX века возникают авангардные выставки, также называющиеся салонами («Салон Независимых», 1884 г.). По аналогии с французскими салонами, стали называть художественные выставки и в других странах («Московский салон», 1910—1921 г.).
Девушка в белом. Д. Уистлер. 1862 г.
|
Сюрреалистическая композиция. Л.Л. Сюрваж. 1936 г.
|
Свобода, приглашающая художников принять участие в XXII Салоне независимых. А. Руссо.
|