Апофеоз
(от греческого apotheosis - обожествление)
1) Первоначально у древних египтян, а затем в эллинистической Греции и Древнем Риме апофеоз обозначал обожествление государственного деятеля, героя, императора за их особые заслуги, воздавание ему соответствующих почестей. Апофеоз, трансформировавшийся с течением времени в культ правителей, восходил к древней ближневосточной традиции причисления царей к сонму богов или их сыновей. Некоторые из христианских властителей именовали себя Dominus et Deus, т.е. государь-бог. В широком смысле означает прославление, возвеличение какого-либо лица, события, явления, особенно торжественное публичное восхваление кого-нибудь, имеющее характер увенчания его деятельности; высшую степень проявления или развития чего-либо, кульминацию.
Видом апофеоза в современности является культ личности — возвеличивание отдельной личности (как правило, государственного деятеля) средствами пропаганды, в произведениях культуры, государственных документах, законах. Утверждается, что личность имеет многочисленные таланты во всех областях человеческой деятельности, ей приписывается необычайная мудрость, способность предвидеть будущее, выбрать единственно правильное решение, определяющее процветание народа и др. В государственных учреждениях развешивают портреты данного вождя, на демонстрациях люди носят его изображения, возводятся памятники. В дополнение к чертам выдающегося государственного деятеля личности начинают приписывать замечательные человеческие качества: доброту, любовь к детям и животным, простоту в общении, скромность, способность снизойти к нуждам и чаяньям простого человека. Хотя подобное обожествление представителей власти существовало во все времена, термин «культ личности» наиболее часто применяют к социалистическим и тоталитарным режимам. Наиболее известны культы личности Ленина, Муссолини, Гитлера, Сталина и Мао Цзедуна.
2) В эпоху Возрождения название явления перенесено на его изображение в живописи, театре. В современном понимании апофеоз - заключительная торжественная массовая сцена музыкального или драматического спектакля, праздничной концертной программы, циркового представления, прославляющая народ, героя, какое-либо событие и т.п. Апофеоз носит обычно монументальный характер и исполнен особого подъёма, величия. Форма апофеоза (а также панегирического спектакля, представлявшего собой как бы развернутый во времени апофеоз) разработана в западноевропейских театрах и русском придворном театре 16-18 в.; развивалась также в театре революционных эпох - во Франции в конце 18 в., в России после Октябрьской революции.
Классический пример апофеоза — заключительная сцена в опере «Иван Сусанин» Глинки. Апофеоз широко применялся в старинной историко-мифологической опере (например, во французской «лирической трагедии» Люлли). Апофеоз может являться также самостоятельной частью (обычно без текста) какого-либо представления, празднества, шествия и т.п. Такие апофеозы строятся на выразительных группировках и позах действующих лиц (эффектная "живая картина", пластически выражающая основную идею зрелища, «немая сцена»), в них используются яркое декорационное оформление, костюмы, бутафория и т.п. Мастером эффектных самостоятельных апофеоза был в России декоратор и машинист Большого театра К.Ф. Вальц.
Апофеоз лета.
|
Апофеоз Гомера. Жан Огюст Доминик Энгр. 1827 г.
|
Статуя Октавиана Августа.
|