Строгий стиль
1) Условное название периода развития искусства Древней Греции в первой половине 5 века до н. э., относящегося к раннеклассическому. Термин применяется в современном искусствоведении главным образом в отношении вазописи Древней Греции, где его черты (строгость композиции многофигурных стенок сосудов, чёткая монументальность, естественность трехмерных изображений) проявились уже в последней четверти 6 века до н. э. совместно с развитием краснофигурной техники. Этот стиль отмечен разрушением канонических форм искусства архаики и переходом к более широкому словарю, характерному для классики конца V столетия.
Для скульптуры того периода свойственно стремление к преодолению архаической условности форм, более реалистичному отображению человеческой фигуры, её движений, очертаний и спокойного величия (например, метопы и скульптурные фронтоны храма Зевса в Олимпии). Этот стиль был распространен во многих городах греческого мира и представлен различными видами: круглыми скульптурами из бронзы, стелами и рельефами. Архитектуре, в которой отразились архаические отголоски, присуще многообразие форм, суровость и героизация внешнего вида храма (храм Посейдона в Пестуме, вторая четверть 5 века до н. э.). Художественные искания этапа "строгого стиля" подготовили расцвет древнегреческого искусства эпохи высокой классики (середина V в. до н.э.).
Для строгого стиля нет принятой хронологии, датировка скульптуры началом V века до н.э. приблизительна, и, следовательно, его первое появление предположительно относится к периоду с 525 по 480 год до н.э. Единственным исключением из общего правила является скульптурная группа "Тираноубийцы", созданная Критием и Несиотом и датируемая 477 г. до н.э. Она представляет собой копию бронзового изделия, изготовленного Антенором в 514 г., чтобы почтить убийц тирана Гиппарха.
Этот экспонат, теперь известный только по римским копиям, сохраняет положения тел и черты лица, схожие с архаикой, объединяя их с новым восприятием многогранности точек обзора, ощущения материала и строения человеческого тела. Все это выделяет скульптурную группу как одну из нескольких переходных работ. Другая подобная работа — "Мальчик Крития" — относится к 480 г. до н.э.; в этой скульптуре распределение веса на одну ногу, опущенное правое бедро и наклон головы и плеч отличаются от поздней архаики и представляют собой шаг к большему натурализму и индивидуализации в классике.
2) Историческое и художественно-стилистическое понятие, относящееся к хоровой полифонической музыке эпохи Ренессанса (XV—XVI в.). В этом смысле термин используется главным образом в русской классическом музыковедении. Понятие строгого стиля охватывает широкий круг явлений и не имеет ясно очерченных границ: оно относится к творчеству композиторов разных европейских школ, прежде всего — к нидерландской, римской, а также венецианской, испанской; в область строгого стиля входит музыка французских, немецких, английских, чешских, польских композиторов.
Строгим стилем также называют стиль полифонического произведения для хора а капелла, развивавшийся в профессиональных жанрах церковной (главным образом католической) и в значительно меньшей мере светской музыки. Важнейшими и наиболее крупными среди жанров строгого стиля были месса (первая в европейской музыке значительная циклическая форма) и мотет (на духовные и светские тексты); во множестве сочинялись духовные и светские полифонические песни, мадригалы (часто на лирические тексты).
Эпоха строгого стиля выдвинула многих выдающихся мастеров, среди которых особое положение занимают Жоскен Депре, О. Лассо и Палестрина. Творчество этих композиторов обобщает эстетические и историко-стилистические тенденции музыкального искусства своего времени, и их наследие рассматривается в истории музыки как классика эпохи строгого стиля. Итог развития целой исторической эпохи — творчество Жоскена Депре, Лассо и Палестрины, знаменует первый расцвет искусства полифонии (творчество И С. Баха является его второй кульминацией уже в пределах свободного стиля).
Статуя возничего из Дельф. Строгий стиль.
|
Мальчик Крития (стоящий юноша).
|
Тираноубийцы. Критий и Несиот. 477 г. до н.э.
|