Сарьян Мартирос Сергеевич
(16 февраля 1880 г., Нахичевань-на-Дону, ныне в черте г. Ростов-на-Дону — 5 мая 1972 г., Ереван)
Армянский и советский живописец-пейзажист, график и театральный художник. Народный художник СССР (1960 г.), действительный член АХ СССР (1947 г.), действительный член АН Армянской ССР (1956 г.), Герой Социалистического Труда (1965 г.). Председатель Союза художников Армянской ССР (1947—1951 г.), депутат Верховного Совета Армянской ССР, лауреат Ленинской (1965 г.) и Сталинской премии второй степени (1941 г.).
Мартирос Сарьян родился 16 февраля 1880 года в патриархальной армянской семье в местечке Нахичеван-на-Дону («Новый Нахичеван», ныне в пределах Ростова-на-Дону). В 1895 году закончил городское училище. С 1897 по 1904 года учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, в том числе в мастерских В.А. Серова и К.А. Коровина. В 1901—1904 г. предпринял поездку на историческую родину, посетив Лори, Ширак, Эчмиадзин, Ахпат, Санаин, Ереван и Севан.
Участник выставок «Голубая роза», «Союз русских художников», «Мир искусства», «Четыре искусства». В ранних произведениях Сарьяна сказочность восточных мотивов сочетается с музыкальностью композиционных ритмов и подчёркнутой декоративностью колорита. Тяготение к слиянию декоративного и конструктивно-предметного начал, проявившееся в работах конца 1900-х г. («Автопортрет», темпера, 1909 г., Третьяковская галерея), с особой силой выражено в произведениях, созданных в период поездок в Турцию, Египет и Иран (1910—1913 г.). Контрастно сопоставляя пятна чистых тонов и добиваясь экспрессивного лаконизма композиции, Сарьян сохраняет предельную чувственную убедительность мотивов Востока и вместе с тем придаёт им почти фресковую монументальность («Финиковая пальма», темпера, 1911 г., Третьяковская галерея).
Сильное влияние на стиль Сарьяна оказала живопись П. Гогена и А. Матисса. В 1915 г. Сарьян приезжает в Эчмиадзин, чтобы помогать беженцам из Турецкой Армении. В 1916 г. приезжает в Тифлис и женится на Лусик Агаян, дочери армянского писателя Г. Агаяна. Тогда же Сарьян участвует в организации «Общества армянских художников» и «Союза армянских художников». В том же году он оформляет изданную В. Брюсовым «Антологию армянской поэзии».
После Октябрьской революции 1917 года Сарьян приезжает с семьёй в Россию. В 1918—1919 годах М. Сарьян живёт с семьёй в Новой Нахичевани. Художник становится инициатором создания и первым директором Армянского краеведческого музея в Ростове-на-Дону. Сотрудничает с театром «Театральная мастерская».
В 1921 году по приглашению председателя Совета народных комиссаров Армении А. Мясникяна переезжает на жительство в Армению. С этих пор он посвящает жизнь изображению её природы. В числе его работ в эти годы — создание герба Советской Армении и оформление занавеса первого армянского государственного театра. В 1920-х г. работает в основном в технике масляной живописи, первоначально сохраняя плоскостную декоративность цвета («Армения», 1923 г., Картинная галерея Армении, Ереван), но затем вводя в свои произведения сложные тональные отношения, нередко прибегая к дробному мазку, в чём сказалось и воздействие импрессионизма, с особой остротой испытанное Сарьяном во время пребывания в Париже в 1926—1928 г. Большая часть его работ, выставленных в 1928 году в парижской галерее Жерар, сгорела во время пожара на корабле при возвращении на родину.
В 1930-х г. главной темой Сарьяна остаётся природа Армении. Художник также пишет многочисленные портреты («Р.Н. Симонов»; «А. Исаакян»; «Автопортрет с палитрой») и яркие натюрморты («Осенний натюрморт»). Сарьян работал также как книжный график («Армянские народные сказки», 1930 г., 1933 г., 1937 г.) и как театральный художник (декорации и костюмы к опере «Алмаст» А. Спендиарова в Театре оперы и балета им. Спендиарова, 1938—1939 г., Ереван; «Храбрый Назар» А. Степаняна, «Давид бек» Тиграняна, «Филумена Мартуано» Э. Де Филиппо и т.д.).
Важнейшей областью творчества Сарьяна 1940-х — 1960-х г. является пейзаж. Чаще всего Сарьян писал горы, зафиксированные в то время, когда летнее солнце скрадывает нюансы, оставляя лишь большие пространственные планы и контрастные цветовые и свето-воздушные отношения. Эпическая обобщенность видения и высокий патриотический пафос сочетаются в пейзажах Сарьна с острым чувством современности, благодаря чему природа в них, при всей её грандиозности, никогда не воспринимается вне связи с жизнью и трудом людей (цикл из 7 картин «Моя Родина», в том числе «Колхоз села Кариндж в горах Туманяна», и т.д.; 1952—1958 г., Ленинская премия 1961 г.).
Мартирос Сарьян скончался 5 мая 1972 г. в Ереване. Творчество Сарьяна сыграло ведущую роль в становлении национальной школы армянской советской живописи.
Мой дворик. М.С. Сарьян. 1923 г.
|
Маки. М.С. Сарьян.
|
Ереван. М.С. Сарьян. 1924 г.
|