Сюрреализм
(от фр. surrealisme, буквально — сверхреализм)
Художественное направление, модернистское направление в литературе, изобразительном искусстве и кино, сформировавшееся к началу 1920-х г. во Франции и оказавшее большое влияние на западную культуру. Основатель и теоретик сюрреализма — Андре Бретон. Термин «сюрреалистическая драма» впервые появляется в 1917 г. в подзаголовке одной из пьес Г. Аполлинера. Для сюрреализма характерно пристрастие ко всему причудливому, иррациональному, не соответствующему общепринятым стандартам. Само движение было разнородным, но ставило своей основной целью раскрепощение творческих сил подсознания и их главенство над разумом.
Среди основателей сюрреализма были писатели Л. Арагон, Ф. Супо, П. Элюар, Р. Деснос, А. Арто, Р. Витрак, Т. Тцара, художники Мэн Рей, П. Руа, Х. Миро, Ф. Пикабия, С. Дали, Р. Магрит, И. Танги, М. Дюшан, А. Массой, Х. Арп, М. Эрнст, кинематографисты Л. Бюнюэль и Ж. Дюлак. Некоторое время близки к сюрреализму в живописи были П. Пикассо и П. Клее, в области кино — Р. Клер, Ж. Садуль, Ж. Кокто (последний — и в поэзии, и в живописи).
Ведя родословную от маркиза де Сада, Ж. Нерваля и далее, через А. Рембо, Лотреамона, к А. Жарри и Г. Аполлинеру, сюрреализм был отчасти подготовлен дадаизмом (в изобразительном искусстве также «метафизической живописью» Дж. де Кирико). Продолжение традиций романтико-анархического бунтарства против духовной опустошённости буржуазного уклада с пронизывающим его плоским рассудочным здравомыслием дополнялось в сюрреализме претензией в корне изменить привычный характер мыслительной деятельности и даже общественной жизни, освободив от власти интеллекта подспудные устремления, залегающие в подсознании человека.
Перетолкованные в таком ключе интуитивизм и особенно фрейдизм служили философской опорой для попыток изгнать разум из художественного мышления, утвердить в творчестве хаотичный произвол подсознательных «озарений», что сделало сюрреализм одним из крайних воплощений иррационалистического кризиса в западной культуре.
Призывая окунуться в стихию младенческого бездумья, бреда, грёз по наитию, будто бы открывающих личности непосредственный доступ к оккультным тайнам Вселенной, сюрреализм выдвигал как образец для работы художника сновидчество медиума с последующим безотчётным закреплением на бумаге (полотне, театральных подмостках, киноленте) вереницы образов, навеянных толчками из душевного «подполья», сколь бы случайно, ошарашивающе-загадочно они ни сочетались друг с другом. Работы сюрреалистов были выполнены без оглядки на рациональную эстетику, используя фантасмагорические формы. Сюрреалисты работали с такими тематиками, как эротика, ирония, магия и подсознание. Нередко сюрреалисты выполняли свои работы под воздействием гипноза, алкоголя, наркотиков или голода, ради того, чтобы достичь глубин своего подсознания.
Сюрреализм в литературе провозглашал исходной моделью всякой писательской деятельности, особенно предпочитаемой им лирики, «автоматическое письмо» — скоростную запись первых пришедших в голову слов, обрывков речи, навязчивых видений во всей выпуклой «зрелищности» каждого из них в отдельности, во всей причудливой неожиданности их взаимопереклички. В сюрреалистическом театре (где теоретиком был А. Арто) и кинематографе (в основном связанном с группой «Авангард») «истинная реальность» также утверждалась в безудержной фантастике алогично чередующихся фрагментов, в подчёркнутой вещественной конкретности отдельных сцен и кадров, ошеломляюще странно состыкованных между собой — в овеществлении метафор, призванных освободить зрителя от подавленных в нём садистских, невротических и сексуально-эротических комплексов.
В изобразительном искусстве основные тенденции сюрреализма были представлены имитацией художественных приёмов искусства первобытной эпохи, детского творчества и творчества психически больных людей, выделением конкретных объектов из их природной среды, их «эстетизацией» путём отдаления от реальной функции или алогичного соединения с другими объектами (техника коллажа и т. п.), наконец, осязаемо-натуралистическим отображением фантасмагорических видений, которые или смутно и нечётко ассоциируются с предметным миром, или в отталкивающе-патологической форме сплетают совершенно реальные, но органически несочетаемые элементы природы. Однако формы выражения этих идей были у сюрреалистов весьма различны.
Например, Дали со скрупулёзной точностью, "правдоподобием", выписывал каждую деталь на своих алогичных, похожих на кошмарные сны картинах, усугубляя впечатление галлюцинации или бреда, тогда как Макс Эрнст работал над полотнами как бы автоматически, "отключив" разум, предпочитая произвольные образы, нередко переходящие в абстракцию. Жан Миро тем не менее отличался от остальных художников сюрреалистов разнообразием и жизнерадостностью полотен. Многие из популярных художников в Париже в 1920-е и 1930-е годы были сюрреалистами, в том числе Рене Магритт, Макс Эрнст, Сальвадор Дали, Альберто Джакометти, Валентина Гюго, Мерет Оппенгейм, Ман Рэй, Туайен, Ив Танги, Виктор Браунер, Роберто Матта и многие другие.
1930-е годы — время распада литературного ядра сюрреализма; к концу 1930-х г. верность сюрреализму сохраняли преимущественно доктринёры во главе с откровенно повернувшим к мистике Бретоном, а его ряды пополнялись эпигонами, всячески культивировавшими эксцентричность «шоковых» способов воздействия на читателя. Вместе с тем именно в 1930-е г. сюрреализм получил широкое распространение; проходят многочисленные выставки (нередко под знаком «параноических мистификаций», как называл свои картины Дали); в орбиту сюрреализма втягиваются новые силы (в живописи — бельгиец П. Дельво, чилиец Р. Матта Эчауррен, швейцарец К. Зелигман и другие).
С начала 1940-х годов сюрреализм как направление появился в Америке, куда эмигрировали Дюшан, Дали, Бретон, Танги и др. Попытки возродить сюрреализм во Франции после 1945 г. оказались безуспешными, хотя приёмы, выработанные им в пору расцвета, оставили известный след в словесности и вошли, помимо живописи, театра и кино, в обиход прикладного искусства. Сюрреализм своеобразно проявился также в художественной культуре Бельгии, Чехословакии, Югославии, Мексики, Японии и других стран.
Искушение Святого Антония. И. Босх.
|
Антропоморфный хлеб. С. Дали. 1932 г.
|
Голландский интерьер. Х. Миро. 1928 г.
|