Imago numerus Septem (Символика семёрки)
Число семь издавна считалось сакральным, имеющим особый символический смысл в религии и искусстве.
Ниоба имела, согласно мифу, семь сыновей и семь дочерей. Древние Фивы — семь ворот. В Древнем Китае нечетные числа считались мужскими и соответствовали символу Ян, однако семь дней и ночей, связанные с «лунным циклом женщины», сделали это число символом женственности и женского начала природы (число пять осталось «мужским»).
В эзотерической символике, в частности в изложении Э. Леви Старшего, семь планет соотносятся с семью Ангелами, стихиями, металлами, драгоценными камнями, месяцами года (согласно знакам зодиака). Так, Венера олицетворяет апрель, Марс — октябрь, Меркурий — июнь, Сатурн — декабрь, Юпитер — июль. В изобразительном искусстве аллегорические фигуры месяцев представлены в образе античных богов с атрибутами, согласно мифологии. Примечательна также смысловая инверсия: в одних случаях число семь считают благоприятным, в иных — опасным.
«СЕМЬ БОГОВ СЧАСТЬЯ» — в мифологии Древней Японии — божества, приносящие удачу и дарующие добродетели: Бисямон-тэн, Бэнсай-тэн, Дайкоку-тэн, Дзюродзин, Фукуродзю, Хотэй и Эбису. Их культ известен с XV в. и сложился на основе древних легенд о китайских «семи мудрецах из бамбуковой рощи». Этих мудрецов часто изображали в китайской живописи. В Японии «семь богов счастья» изображали плывущими на Такарабумэ («Корабле сокровищ»).
Почитание семи богов счастья позволит человеку переплыть на этом корабле «на другую сторону моря», в страну счастья (сравн. «Острова блаженных»). В начале XVII в. по приказу сегуна Токугава Изясу буддийский монах Тэнкай обосновал «семь видов счастья», соответствующих «семи мудрецам» древних преданий: мудрость, сила, долгая жизнь, удовлетворенность жизнью, честность, доброе имя, благоденствие.
«СЕМЬ ДАРОВ СВЯТОГО ДУХА» (см. семь; ст.-слав, даръ; греч. doron) — олицетворение добродетелей. Семь христианских добродетелей составляют четыре традиционные добродетели, сформулированные философом Платоном в V в. до н. э. (мудрость, мужество, рассудительность, согласие), и три евангельские (Вера, Надежда, Любовь). В Откровении Иоанна Богослова дан образ «Апокалиптического Агнца»: «И я взглянул, и вот, посреди престола и четырех животных и посреди старцев стоял Агнец как бы закланный, имеющий семь рогов и семь очей, которые суть семь духов Божиих, посланных во всю землю» (Откр. 5:6).
Статуэтка на тему “Семь богов счастья“ в японской мифологии.
|
“Дайкоку“ один из семерки богов счастья.
|
Японская антикварная статуэтка одного из “Семи Богов Счастья“.
|