Аркада
(от французского arcade)
1) Ряд одинаковых по форме и размеру арок, опирающихся на колонны или на прямоугольные или квадратные столбы — устои. Устои могут быть украшены пилястрами или полуколоннами, поддерживающими венчающий аркаду антаблемент. Чаще всего применяется при устройстве открытых галерей. Аркады делают конструкцию легкой и изящной, усиливая её надежность. В древнеримской архитектуре аркады применялись при устройстве открытых галерей театра или амфитеатра, акведука и других сооружений; постепенно они теряют свое конструктивное и усиливают декоративное значение.
Аркады бывают трёх видов: в первом виде арки опираются на прямоугольные или квадратные столбы, которые называются устоями; во втором — арки опираются на колонны и, наконец, в третьем — арки опираются на устои, украшенные пилястрами, или полуколоннами, которые поддерживают антаблемент, венчающий аркаду. Арка, прислонённая к стене и не имеющая сквозных пролётов, называется слепой или ложной. Ряд слепых арок образует аркатуру.
Циатата: "Вот они, вздыбленные кони на Аничковом мосту, памятник Екатерине, - аркады Гостиного двора." (Никулин, Московские зори). Также аркадой иногда называют крытую, увитую зеленью аллею.
2) (игра)
Распространённый в российской индустрии компьютерных игр термин, обозначающий компьютерные игры с нарочито примитивным игровым процессом. Некоторые журналы о компьютерных играх выделяют их как отдельный жанр и причисляют к ним платформеры (те, что были портированы на PC).
В мировой практике, а также в российской прессе, описывающей не только компьютерные, но и видеоигры, аркадами называются игры для аркадных игровых автоматов. Это не отдельный жанр игр, а скорее игровое направление. Компьютерная или видеоигра называется «аркадной» в том случае, если она напрямую портирована с автомата или же схожа по концепции с играми для автоматов. Например, к аркадным играм относятся все проекты жанров «файтинг» (fighting), часть игр жанра «гонки» (racing), часть игр жанра «шутер» (shooter). К ним никогда не относятся платформеры, ролевые игры, симуляторы (кроме так называемых «танцевальных симуляторов»), стратегии.
Зачастую аркадам напрямую противопоставляются симуляторы. Например, если речь идёт о жанре «гонок», то отдельные его представители могут быть «аркадами», «симуляторами», либо (чаще всего) чем-то средним. Гонки Burnout — типичный пример аркад, в то время как GTR — симулятор. Аркады в традиционном смысле этого слова практически не выходят на PC (одно из исключений — Guilty Gear XX), отсюда и путаница в терминологии. Более всего аркадные игры распространены на игровых приставках (в том числе и портативных) и, разумеется, аркадных автоматах.
Название аркада происходит от английского arcade — пассаж, крытая галерея магазинов, где традиционно размещались аркадные игровые автоматы. Аркада как жанр понимается сегодня примерно так: игра, в которой игроку приходится действовать быстро, полагаясь в первую очередь на свои рефлексы и реакцию. Аркада характеризуется развитой системой бонусов: начисление очков, постепенно открываемые элементы игры и так далее.
Аркада аль-Мизан на Храмовой горе. Иерусалим. |
Аркада в Карловых Варах. Чехия
|