Главная > Гостевая > Словарь
Поиск на сайте   |  Карта сайта
  • .


A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Technica Series (Сериальная техника)

Фрагмент картины Питера Брейгеля “Семь смертных грехов“ СЕРИАЛЬНОСТЬ (франц. serie, от лат. Series — «ряд, вереница, цепь») — проявление вариантности композиционного мышления. Потребность в серии — создании ряда последовательных композиций на одну тему или сюжет — возникает у художника в связи с ограниченностью выразительных средств и потребностью в развитии, а также по причине динамичности, экспрессивности мышления.

Композиции монументальных росписей, мозаик, витражей обычно обозначают словом цикл, поскольку их последовательность, связность, размер и расположение элементов обусловлены архитектурой, т. е. не автономными (внутренними), а внешними факторами. В ряде случаев сериальность является следствием ограниченности творческого метода, художественного направления, течения или стиля либо, напротив, настойчивыми поисками художника в одном направлении (напр. сезаннизм).

Возвращение художника спустя определенное время к прежней теме, любимым образам или мотивам не следует называть сериальностью, поскольку в данном случае определяющим является не повторение и вариация («тема с вариациями»), а преодоление старого и открытие иного решения темы. В особых ситуациях серии могут создаваться искусственно, по какому-либо произвольно взятому признаку, например при организации экспозиции временных выставок в музеях. Такова выставка «Красный цвет в русском искусстве» в Русском музее в Петербурге (1997).

В искусстве авангарда понятие сериальности выхолощено формализмом, а в массовой культуре доведено до карикатурности. В ином значении термин «серийная техника» используют в культуре модернизма. Композитор А. Шёнберг (1874-1951) вместо традиционного темперированного музыкального ряда ввел серию из двенадцати разных звуков, которую использовал вместо одного звука определённой тональности. Другая концепция серийности изложена в книге «Эксперимент со временем» (1920) английского философа Дж. У. Данна. В книге «Серийное мироздание» (1930), оказавшей влияние на писателя X. Л. Борхеса, философ приводит пример: «художник и картина».

Фрагмент картины Питера Брейгеля “Семь смертных грехов“ Некий художник задумал изобразить на картине мир. Он нарисовал панорамный пейзаж, но, чтобы превратить его в пространственную целостность, ему пришлось нарисовать на картине себя, пишущего эту картину... Тогда стало не хватать изображения художника, рисующего художника, пишущего данную картину, и так до бесконечности... Подобные идеи получили распространение в модернистской литературе и кинематографе названием «текст в тексте». Сюжетом романа или сценарием фильма становятся не придуманные автором события и линия персонажей, а сам процесс написания романа или съемки фильма. Это усложняет традиционные представления о реальности.

Однако к поразительному искусству, несмотря остроумие примера «художник и картина», подобные концепции не применимы, поскольку смысл изобразительного творчества основывается не на привнесении автора внутрь изобразительного (концептуального) пространства-времени, а, напротив, в вынесении точки зрения художника и зрителя за пределы этого пространства. Понятие сериальной техники следует также отличать от мультипликации (лат. Multiplication — «возрастание, умножение»), которую применяют в киноискусстве, и от тиражирования — механического размножения произведений, например при отливке скульптур из бронзы или гипса. Тиражирование оттисков в печатной графике имеет иной смысл.


Фрагмент картины Питера Брейгеля “Семь смертных грехов“

Фрагмент картины Питера Брейгеля “Семь смертных грехов“
Фрагмент картины
Питера Брейгеля
“Семь смертных грехов“.

Фрагмент картины Питера Брейгеля “Семь смертных грехов“




A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я



Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Алексей Гаврилович Венецианов. Сайт художника.