Инсталляция
Вид визуального искусства второй половины ХХ века, в котором художник создает объемную композицию или трехмерную среду в определенном пространстве, располагая в нем, как правило, не только собственные произведения, но и готовые предметы индустриального производства. Некоторые зачатки инсталляции как сложения (ассамбляжа) произведений искусства и реальных вещей можно найти в 1920-1930 г. у европейских сюрреалистов, в СССР — в выставочных проектах С. Никритина и П. Мансурова.
Для русской инсталляции важной оказалась традиция создания целостной театрализованной среды (экспозиционные проекты Л. Лисицкого конца 1920-1930-х г.).
В инсталляции художник пытается компенсировать утрату искусством храмового пространства, которое в XIX веке оказалось, заменено на пространство выставочное, принадлежащее определенной институции (музей, галерея); он заявляет о своей независимости от этих институций и создает собственный экспозиционный контекст.
В инсталляции художник реализует не только традиционную задачу выразительной организации пространства, но и вносит в визуальное искусство категории, ему обычно недоступные, — повествовательность, временную длительность (художник строит сюжет восприятия инсталляции зрителем), событийность (инсталляция доступна лишь ограниченное время и требует паломничества зрителя в определенное пространство). В инсталляции в наибольшей мере реализуется свойственное авангарду ХХ века понимание искусства как интеллектуального проекта, а не как процесс создания отдельных предметов, которые могут быть выставлены на продажу. При этом инсталляция реставрирует почти отвергнутое искусством ХХ века понятие уникальности, поскольку инсталляция не слишком поддается копированию и репродуцированию.
В Европе и США инсталляция рождается в рамках поп-арта 1960-х г. и поначалу представляет собой ассамбляж предметов, использовавшихся в перформансах и хэппенингах. Аналогичное происхождение имела первая инсталляция в СССР — проект В. Комара и А. Меламида «Рай» (1973), занимавший целую квартиру. «Рай» был заполнен самодельными и готовыми символами мировых и вымышленных религий и посещался под музыку и при свете фонарика.
Чисто пространственные инсталляции первой в СССР стала исполнять И. Нахова («Комнаты», 1984 г., проекты иллюзорной архитектуры в собственной квартире).
Наиболее оригинальный вариант инсталляции создал И. Кабаков. Истоком его инсталляции явились сделанные им проекты воображаемых выставок, состоящих только из листов с комментариями («Муха с крыльями», 1982 г.). За ними последовали инсталляции с развешанными по комнате предметами, к каждому из которых была привязана записка («16 веревок», 1986 г.). В 1988 г. в инсталляции «10 персонажей » Кабаков впервые применил принцип коридора, вдоль которого проходит зритель, видя открывающиеся ему интерьеры комнат того или иного персонажа. После инсталляции «Красный вагон» (1991 г.), в которой сам проход по коридору был эстетически осмыслен (разные пространства пластически выражали стадии истории коммунистической утопии, от революционного пафоса к скучному финалу), Кабаков занимается, в его терминах, «тотальной инсталляцией» — такой, которая переносит зрителя в иллюзорный мир. В тотальной инсталляции реализуется классическая метафора изобразительного искусства — «вхождение в картину». С точки зрения И. Кабакова, тотальная инсталляция с ее приматом пространства, а не предмета является чисто русским художественным феноменом.
Тотальная инсталляция требует полной трансформации помещения (его стен, пола, освещения) и режиссуры зрительского восприятия, приближаясь к эффектам театра, кино, но также и литературы (где читатель находится как бы внутри романа). Во многих инсталляциях Кабакова большую роль играют тексты и комментарии, представленные на пюпитрах или на стенах («Жизнь мух», 1992 г.), в некоторых случаях — голоса («Коммунальная кухня», 1991 г.). Эффект вторжения в частное жилище, внезапно оставленное людьми, используемый Кабаковым («Туалет», 1992 г.), оказал большое воздействие на искусство инсталляции в США и Западной Европе, где, как и в России, в 1990-е г. инсталляция является одной из главных форм реализации замыслов художника.
В России поколение художников концептуальной школы реализует литературные, повествовательные возможности инсталляции, иногда делая эту литературность своей темой. И. Макаревич и Е. Елагина в своих разветвленных, содержащих несколько «глав» инсталляциях («Жизнь на снегу», 1994 г., «Рассказ писательницы», 1994 г.) инсценируют в пространстве феномены советской литературы, культуры и идеологии. Трехмерным иллюстрированием собственных фантазий занимается в инсталляциях младшее поколение московской концептуальной школы — группа «Инспекция Медицинская герменевтика», В. Захаров и др. В 1990-е г. во всем мире большое распространение приобретает особый вид инсталляции — видеоинсталляция, в которой в замкнутом (обычно темном) пространстве зрителю предъявляются видеомониторы или проекции видеоизображений на стены. Здесь инсталляция достигает максимального сближения с кино.
10 персонажей. Илья и Эмилия Кабаковы.
|
Упала люстра. Илья Кабаков.
|
Манас (утопический город). Илья и Эмилия Кабаковы.
|