Народная картинка
Печатное графическое произведение, характеризующееся доходчивостью образов и задуманное для массового распространения. Синоним лубка. Присущи лаконизм и сдержанность художественных средств (яркая раскраска, грубый штрих), примитивность техники, ориентация на декоративный эффект, направленность к развёрнутости повествования (лубочные книжки-картинки, лубочные серии), зачастую – взаимодополняемость пояснительной надписи и изображения.
Лубок – это разновидность народного творчества и создается в основном художниками-любителями, однако к этому типу искусства относят и профессиональные графические произведения, в которых отражены отдельные фольклорно-лубочные элементы.
Впервые лубки появились в Китае и были выполнены от руки, а с 8 века – на деревянных гравюрах. Европейский лубок, в котором основными техниками являются ксилография, гравюра на меди (с 17 в.), литография (19 в.), известен с 15 в.; его развитие связано с распространением массовой изобразительной продукции позднего средневековья – бумажных иконок, которые распространялись в местах паломничеств и на ярмарках.
Религиозные образы в лубочных картинках, теряя свой иератизм, приобретали оттенок наглядно-нравоучительной занимательности.
В России лубок появился в 17 в. Содержание лубков составляли преимущественно сказки ("Еруслан Лазаревич", "О Ерше Ершовиче"), былины ("Илья Муромец и Соловей-разбойник"), песни ("Вниз по матушке по Волге"), сюжеты авантюрного ("Храбрый витязь Францыл Венециан") и бытового ("Московский сбитенщик и ходебщик") характера, сатирические и комические тексты ("Мыши кота погребают", "Шут и шутиха"), легендарно-исторические ("Славное побоище Александра Македонского с царем Пором индийским", "Синопское сражение"), нравоучительные ("Семь смертных грехов") и другие.
Во время революционно-социальных перемен лубок использовали в роли публицистического оружия. Так во время Реформации и Крестьянской войны в Германии распространялись «летучие листки», во времена Великой французской революции также использовался лубок. Его предназначением было в простой форме извещать о баталиях, удивительных природных явлениях, исторических событиях, выполняя роль средств массовой информации.
Лубок в России 18 века отличался декоративным композиционным единством (порою рождающим впечатление подлинной монументальности) и раскраски, независимостью от техник профессиональной графики. В 19 в. к образам лубка всё чаще обращались мастера профессионального искусства, или непосредственно его имитировавшие (в России, например, А.Г. Венецианов, И.И. Теребенёв, И.А. Иванов — авторы раскрашенных офортов, посвященных Отечественной войне 1812 г.), или вдохновлявшиеся отдельными его приёмами и темами (Ф. Гойя, О. Домье, Г. Курбе).
Яркой красочностью отличается восточный лубок (китайский, индийский), первоначально нередко имевший магический смысл. В современном искусстве приёмы лубка были творчески использованы В.В. Маяковским и другими для создания плакатов и агитационных картинок, а также Т.А. Мавриной для иллюстрирования детских книг.
Индийская лубочная картинка.
|
Парамошка с Савушкой в карты играл. Лубок. 1760-е г.
|
Возвращение блудного сына. Русский лубок. Начало 19 века.
|