Сфумато
(от итал. sfumato — затушёванный, буквально – развеявшийся словно дым)
Приём в живописи Возрождения, который обозначает смягчение контуров изображаемых фигур, предметов, а также в целом светотеневой моделировки, которое даёт возможность изобразить обволакивающий их воздух. Представляет собой важнейшее средство ренессансной пластической нюансировки, едва уловимую дымку, окутывающую лицо и фигуру, смягчающую контуры и тени.
Наложенные в манере сфумато цвета как бы растворяются друг в друге, не образуя четких границ и производя эффект туманной дымки. Приём сфумато, как самая важная составляющая воздушной перспективы, был изобретён и теоретически обоснован Леонардо да Винчи; он продемонстрировал блестящие возможности тонких градаций света и тени в своей знаменитой картине Мона Лиза (Джоконда).
Мадонна в гроте. Л. да Винчи.
|
Фотография с эффектом сфумато.
|
Джоконда. Л. да Винчи. Фрагмент.
|