Садово-парковое искусство
Это искусство создания садово-парковых композиций с использованием естественных и искусственных элементов. Садово-парковое искусство основывается на умении пользоваться законами композиции, перспективы, теории света и цвета при использовании природных и других материалов. Особенность садово-паркового искусства – в применении для организации интерьера и пространства природного растительного материала, и синтезировании в единое целое красоту природы, которая постоянно меняет свой облик, и художественного творчества.
Практика садово-паркового озеленения состоит не только из создания озеленённых участков, но и из правильного выбора растений, подходящих к различным почвенным и климатическим условиям, посадки этих растений и ухода за ними, расположения и группировки растений с учётом окружающей архитектуры, дорог, водоёмов, площадок, скульптур. Всё многообразие приёмов композиции можно свести к двум главным из них: живописному, который уподобляется естественному ландшафту (пейзажному) или геометрическому (регулярному), т. е. участкам зелени, размещённой в виде геометрических фигур.
История.
Садово-парковое искусство возникло в эпоху рабовладельческого строя, когда особое значение придавалось паркам при различных сооружениях: храмах, дворцах, усадьбах. Планировка садов в Древнем Египте отличалась строгой регулярностью: главное здание располагалось в центре, прямая аллея соединяла его со входом на участок и являлась основной композиционной осью, делившей территорию сада на две равные части, в каждой из которых размещались прямоугольные водоемы. В государствах Древнего Двуречья существовали большие заповедники, а также сады, разбитые на террасах, соединенных лестницами (так называемые висячие сады Семирамиды в Вавилоне, VII век до н.э.).
В Древней Греции симметрично посаженные деревья нередко окружали храмы, а иногда и центры города. Уже в V веке до н.э. были распространены регулярные сады, украшенные колоннадами и скульптурой и предназначенные для спортивных состязаний в память погибших героев. В древнеримском садово-парковом искусстве большую роль играли искусственные водоемы, фонтаны, а также подстриженные деревья и кустарники, излюбленными малыми формами были трельяжные изгороди, беседки-перголы.
В Средние века регулярные сады в арабских странах состояли из двух половин — цветочной (гюлистан) и плодовой (бустан). На Пиренейском полуострове, завоёванном арабами, сложился особый тип небольшого сада во дворике при замке. В странах Дальнего Востока (Китай, Япония, Корея) господствовали принципы пейзажной композиции. Идея вечной обновляемости природы в японских садах подчеркивалась прихотливыми очертаниями водоемов и дорожек, а также характером малых архитектурных форм, неразрывно связанных с естественной средой. Вода и камни, песок и мох, яркие цветочные акценты, миниатюрные композиции из карликовых деревьев — неотъемлемые компоненты японских садов.
Подъем садово-паркового искусства в европейских странах начался в эпоху Возрождения. Были разработаны приемы разбивки регулярного сада (итальянские архитекторы Дж. Виньола, П.Л. Лигорио), в котором как бы развивались композиционные соотношения, заложенные в архитектуре главного здания. Эти сады представляли собой систему сменявших друг друга эффектных видов (или перспектив) и располагались на террасах с подпорными стенками, монументальными лестницами, обильным скульптурным убранством и каскадами. Рационалистические принципы, господствовавшие в искусстве абсолютистской Франции XVII века, воплотились в строго геометрической планировке регулярных парков, созданных А. Ленотром (парк в Версале). В садах XVI века и регулярных парках XVII—XVIII веков строения и деревья выделялись на фоне насаждений, подстриженных в виде ровных стенок-шпалер.
Первые сведения о русских садах относятся к XII веку. Вначале они располагались лишь при княжеских усадьбах, но со временем сады и парки стали разбивать и в монастырях, вокруг храмов, в богатых усадьбах .В XVII веке в Москве существовали так называемые верховые (или красные) сады, располагавшиеся в верхних этажах зданий и отличавшиеся богатым декоративным убранством (сады Кремлёвского дворца), а также регулярные сады в загородных усадьбах, для которых была характерна тесная связь с окружающей природой, сочетание декоративных качеств с утилитарными (рыбные пруды, плодовые сады, покосные луга). Первые в России сады по европейским образцам появились в Петербурге в петровское время с появлением в стране иностранных садовников. С конца XVIII века получили распространение принципы пейзажной планировки (садовод И. Буш, теоретик садоводства А.Т. Болотов, архитекторы В.И. Неелов, Ч. Камерон, П. Гонзаго и другие), лучшими образцами которой явились парк в Павловске, пейзажная часть Екатерининского парка в Царском Селе, под Москвой — парк в Кузьминках.
В середине XVIII века в Европе возникли свободно распланированные пейзажные ("английские") парки. В парках изобиловали "романтические" руины, а также постройки, имитировавшие сельское жилище. С середины XIX века в европейских странах и США создавались многочисленные общественные парки, в XX веке появились новые виды садово-паркового искусства (спортивные парки, луна-парки, парки-выставки, парки вдоль автодорог — "линейные", исторические парки, сады на крышах, крытые сады с искусственным микроклиматом).
Основные типы парков:
- террасные — с расположением участков на разных уровнях, с лестницами и каскадами;
- регулярные «французские» — с боскетами, аллеями, партерами и водоёмами геометрически правильных форм;
- пейзажные «английские» — живописная композиция наподобие естественного ландшафта — с лужайками;
- миниатюрные сады — в древнеримских перистилях, испано-мавританских дворах;
- японские сады — символические композиции из воды, растений и камней.
Японский сад.
|
Парк Сан-Суси. Германия, Потсдам.
|
Парк Петергоф. Россия.
|