Главная > Гостевая > Словарь
Поиск на сайте   |  Карта сайта
  • .


A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Эрмитаж

Зимний дворецОдин из самых больших и известных художественных музеев в мире. Эрмитаж занимает семь зданий: Зимний дворец, Малый Эрмитаж, Большой (Старый) Эрмитаж, Новый Эрмитаж, Эрмитажный театр, Меншиковский дворец и бывшее здание Главного штаба. Зимний дворец был построен в середине XVIII века по приказу Елизаветы Петровны. На его месте стоял другой Зимний дворец, показавшийся императрице недостаточно пышным и просторным для царских апартаментов.

Новое здание строилось под руководством архитектора Б.Ф. Растрелли, но, ни Елизавете, ни вступившему после нее на престол Петру III, пожить в нем не удалось. В законченный Зимний дворец, который позже стал символом Эрмитажа, торжественно въехала после коронации в Москве Екатерина II. Впрочем, ей новое место жительства не понравилось: сначала она распорядилась здесь кое-что перестроить, а потом и вовсе решила возвести рядом с Зимним дворцом другое здание, названное впоследствии Малым Эрмитажем. Над его проектом работали архитекторы Ю.М. Фельтен и Ж.Б. Вален-Деламот. Когда здание Малого Эрмитажа было завершено, Екатерина стала проводить в нем значительную часть своего времени.

Екатерина II поместила свою великолепную коллекцию живописи в  Малом  Эрмитаже. Именно она легла в основу будущего музея. Коллекция постоянно пополнялась новыми картинами, скульптурами, изделиями из поделочных камней и другими предметами искусства, и в Малом Эрмитаже не осталось свободного места для их размещения. В 1771—1787 годах к нему было пристроено еще одно здание, которое специально предназначалось для хранения живописных и скульптурных произведений. Большой Эрмитаж, построенный под руководством архитектора Ю.М. Фельтена, отличался от Зимнего дворца и Малого Эрмитажа очень строгим, без каких-либо украшений, внешним обликом.

Малый эрмитажПримерно в те же годы, что и Большой Эрмитаж, на Дворцовой площади был возведен Эрмитажный театр, созданный по проекту Д. Кваренги. Он предназначался для императорских спектаклей, которые к тому времени стали очень популярным дворцовым развлечением. Императрица Екатерина приглашала на спектакли так много придворных, что в малом Эрмитаже для них просто не хватало места. Что же касается истории Нового Эрмитажа, то она во многом напоминает историю Большого: это здание тоже было построено для хранения новых картин и скульптур, когда в Малом и Большом Эрмитаже закончилось свободное место. Проект Нового Эрмитажа разработал немецкий архитектор Л. фон Кленце, а осуществили его российские зодчие В.П. Стасов и Н.Е. Ефимов.

Еще два здания, принадлежащие в настоящее время Государственному Эрмитажу, раньше служили для совершенно иных целей. В Главном штабе, созданном в начале XIX века архитектором К. Росси, располагались различные военные учреждения, а также Министерство финансов и Министерство иностранных дел. Меншиковский дворец, построенный в начале XVIII века для главного сподвижника Петра I Александра Меншикова и являющийся самым старым из всех зданий Эрмитажа, присоединился к музею позже всех, только в конце XX века.

Первыми экспонатами будущего Государственного музея стали 225 картин фламандских и голландских художников, приобретенных Екатериной II у берлинского купца И.Э. Гоцковского. Затем она дополнила свою коллекцию полотнами Кобенцля, Рембрандта, Рубенса, Пуссена, Ватто, Рафаэля, Тициана и многих других знаменитых живописцев. Не забывала императрица и о современном искусстве, заказывая картины европейским мастерам, чей путь к мировой известности в то время еще только начинался.

Большой эрмитажПомимо собрания живописи Екатерна II занималась коллекционированием изделий из резного камня - камей, гемм, статуэток и женских украшений, а также медалей. Самым крупным приобретением такого рода стало собрание резных камней герцога Орлеанского. Покупала она и скульптуры, однако их в коллекции было не очень много. Самые ценные из них — античные фигуры, купленные у банкира Д.Л. Брауна, и "Скорчившийся мальчик" Микеланджело — изначально хранились в летней резиденции Екатерины в Царском селе. Уже после покупки первого собрания картин императрица Екатерина начала жалеть, что никто, кроме нее и группы придворных, не может полюбоваться этой красотой. Тем не менее, во время ее царствования, а также при Павле I и Александре I, Эрмитаж оставался чем-то вроде неофициального дворцового музея, количество экспонатов которого продолжало расти.

После окончания Отечественной войны 1812 г. Александр I привез в Россию наиболее ценные полотна и скульптуры из дворца Мальмезон — резиденции первой жены Наполеона Жозефины, а чуть позже приобрел собрание испанской живописи, собранное голландским банкиром В.Г. Кузвельтом. Кроме того, при Александре I в Эрмитаж стали поступать произведения российских живописцев.

Новый эрмитажМузеем, доступным для широкой публики, Эрмитаж стал при Николае I, при котором музейная коллекция существенно расширилась. Еще в начале своего царствования он обратил внимание на то, что в собрании произведений искусства слишком мало скульптурных изображений, и поспешил исправить этот недостаток, заказав различные статуи самым известным в то время европейским мастерам и приобретя более полутора тысяч античных амфор и ваз. При Николае I в Эрмитаже также увеличилось число работ российских живописцев, и была даже открыта целая Галерея русской школы.

Главным же новшеством дворцового музея стало собрание археологических находок, сделанных в Италии, при раскопках Помпеи, и в России, в курганах недалеко от Керчи. Для хранения новых экспонатов было отведено здание Нового Эрмитажа на Дворцовой набережной, строительство которого велось с 1839 по 1852 г. В нем, а также в Малом и Большом Эрмитажах, состоялось торжественное открытие "Императорского публичного музея". В Эрмитажном театре по этому случаю был дан спектакль, а на верхнем этаже Нового Эрмитажа был организован праздничный ужин.

Эрмитажный театрКоллекции Эрмитажа постоянно пополнялись до начала I мировой войны. Ценные экспонаты музей получил при распродаже имущества обанкротившегося итальянского коллекционера Д.П. Кампана. Среди произведений, доставшихся Эрмитажу, были статуя Юпитера и девяти муз, рельефное изображение гибели древнегреческого города Ниобиды и многочисленные аттические, италийские и этрусские вазы. Еще более интересным приобретением стала коллекция дипломата А.П. Базилевского, в течение сорока лет собиравшего византийские предметы церковной утвари, древние эмали и изделия из резной кости, немецкое и венецианское стекло, французскую и испанскую фаянсовую посуду и другие вещи, представляющие большую художественную и историческую ценность.

Первая мировая война остановила работу музея: в нескольких залах Зимнего дворца был устроен госпиталь, а часть музейных экспонатов вывезена в Москву. В первую очередь были эвакуированы коллекции драгоценностей и камней. На своих местах остались только произведения живописи.

В 1917 году Зимний дворец стал центром политических перемен в России: после Февральской революции в нем расположилось Временное правительство, которое потом сместили большевики. К счастью, экспонаты музея при знаменитом штурме Зимнего дворца не пострадали, так как здания Малого, Большого и Нового Эрмитажей, где они тогда размещались, были изолированы от бывших императорских апартаментов.

Меншиковский дворецПосле Октябрьской революции Зимний дворец и три здания Эрмитажа были объявлены национальной собственностью и государственным музеем. Однако в первые годы советской власти в залах Зимнего дворца никаких экспонатов не размещалось: некоторое время там заседал Совет народных комиссаров, а потом проводились различные лекции, концерты и киносеансы. Еще через некоторое время в зданиях Эрмитажа стали организовывать временные выставки. Только когда из Москвы вернулись эвакуированные ценности, некоторые коллекции стали размещать в залах Зимнего дворца. Завершение этой работы ознаменовалось открытием Государственного Эрмитажа для посетителей в 1945 году.

Во время Великой Отечественной войны основная часть собрания Эрмитажа, составившая более миллиона единиц, была эвакуирована на Урал. Часть экспонатов вывезти из города не успели, так как началась блокада, но они были надежно спрятаны вместе с экспонатами некоторых других ленинградских музеев и пригородных дворцов, привезенными в Эрмитаж на хранение. Подвалы зданий Эрмитажа превратились в бомбоубежища, и как музей он во время блокады не работал. Однако сотрудники Эрмитажа продолжали вести научную работу и даже устраивать лекции по искусствоведению.

Главный штабЕще до окончания войны в залах музея начались восстановительные работы, а вскоре после победы в Ленинград вернулись все эвакуированные культурные ценности, и Эрмитаж был снова открыт для посетителей. Ни один экспонат не был утерян за время войны, небольшую часть его сокровищ потребовалось реставрировать. Крупным событием послевоенной истории Эрмитажа было получение им картин знаменитых художников конца XIX — начала XX веков — представителей импрессионизма, кубизма, постимпрессионизма и других авангардных направлений. Раньше эти полотна принадлежали двум московским коллекционерам — С. Щукину и И. Морозову. После революции они попали в Музей нового западноевропейского искусства, который перед войной был закрыт. Часть картин из этих двух коллекций поступила в Московский Музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, однако наиболее ценные и интересные с точки зрения развития живописи достались Эрмитажу. Среди этих картин — известные произведения К. Моне, П. Сезанна, О. Ренуара, П. Гогена, А. Матисса, П. Пикассо и многих других.

На сегодняшний день фонды Эрмитажа насчитывают миллионы экспонатов, среди которых археологические находки, предметы первобытной культуры, ювелирные изделия, изделия из стекла, фарфора, фаянса и поделочных камней. В музее представлены коллекции живописи, скульптуры и прикладного искусства практически всех стран мира.

Все здания Эрмитажа — это произведения архитектурного искусства. Почти каждый зал или коридор также является своеобразным экспонатом музея, имеющим свою историю.

Эрмитажный театр (зал)
Эрмитажный театр. Зал.

Главный штаб (экспозиция)
Главный штаб. Экспозиция.

Военная галерея (Зимний дворец)
Военная галерея. Зимний дворец.




A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я



Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Алексей Гаврилович Венецианов. Сайт художника.