Архитектура эпохи «Русского Барокко»
Барочный характер церквей в Дубровицах и в Перове несомненен. Тектоническая образность этих памятников, несмотря на внешнюю схожесть их типа с „нарышкинскими" храмами, строится на совершенно иных и причем прямо противоположных принципах. Таким образом, восьмерик перовской церкви можно назвать по-европейски октаконхом (от греч. octo — «восемь» и konche — «воронка») — тип центрического здания с восемью полукруглыми выступами (эдикулами), который включается в круг зданий ротондального типа. Центрический тип церквей: ротонд, октагонов (восьмигранных в плане) и октаконхов, их распространение в странах Восточной Европы связывают с воздействием итальянской и южногерманской архитектуры и иногда расценивают в качестве свидетельства сопротивления и традиционному православию, и католичеству, котоpoe ассоциируется в архитектуре с базикальным типом церкви и стилем иезуитов.
Примечательно, что в России центрические интерьеры барочного типа, в том числе и в дубровицкой церкви, позднее переоборудовали: закрывали все двери, кроме западной, а восточную часть перегораживали стенкой иконостаса, тем самым уничтожая барочность пространства и приближая его характер к базиликальному типу в православной редакции.
Архитектура «петровского барокко» первой четверти XVIII в. (1703-1725) также не является барочной в полном смысле этого слова. Она ориентирована в основном на северные: прибалтийские, северогерманские, голландские, датские и английские прототипы. Итальянский компонент стиля «петровского барокко» даже в творчестве Д. Трезини выявлен не столь определенно. Пятилетнее пребывание в Петербурге (1718-1723) итальянского архитектора Н. Микетти и десятилетнее (1717-1727) Г. Кьявери оказалось недостаточным для того, чтобы на невских берегах расцвело подлинное Барокко.
В живописи сильны были традиции парсуны и строгановских икон. Повествовательные композиции икон XVII в. с множеством житийных клейм также не имеют отношения к стилю Барокко. Однако в скульптуре, где «новое искусство создавалось практически на пустом месте», Б. К. Растрелли Старший «знакомил русских с подлинным стилем Барокко». Согласно одной из концепций, стиль «петровского барокко» связывают не с барочными, а с ренессансными тенденциями в развитии русской культуры и считают просветительским по содержанию и маньеристским (или позднеренессансным) по формам.
Об этом свидетельствует, в частности, pacпространение центрических построек, связанных с идеями Классицизма. Так, водовзводная башня Мюнцтурм (нем. Munzturm — «Башня монетного двора»), построенная Л. Шлютером в Берлине и разобранная в 1706 г. из-за технических просчетов, стала прообразом башни Кунсткамеры в Петербурге и знаменитой колокольни в Троице-Сергиевой лавре.
Благодаря творчеству архитекторов Ф. Б. Растрелли Младшего, С. И. Чевакинского в Петербурге и Д. В. Ухтомского в Москве к середине XVIII в. стилистические принципы западноевропейского Барокко и русского «ренессанс-маньеризма» значительно понизились, было ликвидировано отставание русского искусства от западноевропейского и стал формироваться оригинальный художественный стиль, национальный по духу, но с элементами классицистического художественного мышления.
Чевакинский С.И.
|
Никольский морской собор. Архитектор С. И. Чевакинский.
|
Здание в стиле Барокко. Архитектор Чевакинский С. И.
|