Налбандян Микаэл
(14 ноября 1829 г., г. Новая Нахичевань – 12 апреля 1866 г., г. Камышин)
Родился 14 ноября 1829 года в г. Новая Нахичевань (ныне район Ростова-на-Дону) в семье ремесленника-кустаря. В 1855-1858 годах учился на медицинском факультете Московского университета. В 1858-1860 годах работал в московском армянском журнале "Юсисапайл" ("Северное сияние").
В годы революционной ситуации в России 1859-1861 годов Налбандян под влиянием пропаганды "Колокола" и "Современника" первым из армянских писателей перешел на позиции революционного демократизма. В 1860-1862 годах совершил путешествие в Турцию, Индию, страны Западной Европы.
В Константинополе создал вокруг армянского журнала "Мегу" ("Пчела") тайное революционное общество "Партия молодых". В Лондоне сблизился с А.И. Герценом, Н.П. Огаревым, М.А. Бакуниным, а также с Н.А. Серно-Соловьевичем и другими, участвовал в обсуждении проекта статьи-воззвания "Что нужно народу" (программа будущей "Земли и воли").
В памфлете "Две строки" (1861 г.) провозгласил свое политическое кредо посвятить жизнь делу освобождения народа. В главном публицистическом труде "Земледелие как верный путь" (1862 г.) Налбандян подверг уничтожающей критике крестьянскую реформу 1861 года, однако сделал это с позиций общинного социализма. Единственный выход для России после реформы видел в крестьянской революции.
По возвращении в Россию был арестован и заключен в Алексеевский равелин Петропавловской крепости (июль 1862 г.), судим по "процессу 32-х". В ноябре 1865 года, больной туберкулезом, выслан в Камышин, где и скончался 12 апреля 1866 года.
Микаэл Налбандян был энциклопедически образован. Занимался вопросами философии, политэкономии, лингвистики, педагогики. Являлся последователем антропологического материализма Л. Фейербаха и Н.Г. Чернышевского, неутомимым пропагандистом естественных наук.
Философия Налбандяна важный этап в истории армянской общественной мысли. В практической революционной деятельности стремился соединить демократические силы армянского народа в России и за рубежом с русским освободительным движением.
Микаэл Налбандян зачинатель критического реализма в армянской литературе, автор романов "Одному - слово, другому - невесту" (1858 г.), "Вопрошение мертвых" (1859 г., не окончен), "Дневник" (1858-1860 г.). В крепости создал антирелигиозную поэму "Похождение праотца" (1864 г., опубликована в 1903 г.).
Огромной популярностью пользовалась гражданская лирика Налбандяна, проникнутая пафосом борьбы за свободу. Налбандян заложил основы армянской реалистической критики и эстетики. Его литературные взгляды выражены в работах "Слово об армянской письменности" (1854-55 г., опубликовано в 1895 г.), "Критика" (1858 г.), "Национальный театр в Константинополе" (1861 г.) и других.
Эстетическую теорию строил на принципах антропологического материализма. Боролся за внедрение нового армянского литературного языка (ашхарабар) взамен мертвого книжного языка (грабар), за что подвергался нападкам со стороны клерикалов и реакционеров. Переводил стихи А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Г. Гейне и других поэтов.
Микаэл Налбандян.
|
Почтовая марка выпущенная к 175-летию Микаэля Налбандяна.
|
Микаэл Налбандян. Книга из серии ЖЗЛ. Карэн А. Симонян.
|