Главная > Гостевая > Словарь
Поиск на сайте   |  Карта сайта
  • .


A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Лучизм


(также называется "районизм" от французского rayon - луч)

Красный лучизм (М.Ф. Ларионов, 1913 г.) Камерное направление в русском авангарде 1910-х г., возникшее под влиянием кубизма, футуризма, отзвуков новейших физических открытий и являвшееся фактически одним из вариантов русского футуризма. Это один из вариантов абстрактного искусства, основанный на красочной игре лучей, светопреломлений, как бы высвобождающих внутренние энергии мироздания.

Его создателями были художники-авангардисты Михаил Ларионов и его жена Наталья Гончарова. Выставка Тёрнера, которую Ларионов увидел в Лондоне в 1906 г., приводит его к размышлениям о цвете в живописи, и художник начинает воспринимать форму как световые лучи, откуда и произошел термин "лучизм". Первую лучистскую картину «Витрина» Ларионов написал в 1911 г. Общественности лучизм как особое направление был представлен в 1913 г. на выставке «Мишень», и тогда же был опубликован "Манифест лучизма", написанный Ларионовым еще в 1912 г. не без влияния лекций теоретика футуризма Маринетти, которые тот прочитал в Москве и Петербурге.

В своем манифесте Ларионов перефразировал ряд идей футуристов о господстве великой эпохи технических достижений, об отрицании индивидуалистского начала в искусстве, о приоритете художественных средств. Кроме того, он сделал акцент на приоритете русских, восточных (подчеркивал он) художественных ценностей перед западными. Мы против Запада, декларировал Ларионов, который измельчает и упрощает наши восточные формы и лишает вещи их внутренней ценности. «Да здравствует красота Востока!», «Да здравствует национальное движение!», «Да здравствует наш лучистский стиль живописи», который не зависит от видимых форм предметов, а руководствуется только художественными законами и т.д.

Красно-синий лучизм (М.Ф. Ларионов)Ларионов утверждал, что суть лучизма состоит в передаче на полотне впечатления, которое возникает от встречи в пространстве перекрещивающихся световых и энергетических лучей различных предметов, что позволило Маяковскому назвать лучизм кубистическим толкованием импрессионизма. Ларионов считал, что луч должен быть условно изображен цветной линией на плоскости. Ларионовский лучизм являлся предтечей беспредметного искусства и нонфигуративной живописи. И при этом был связан с естественными, природными ассоциативными ощущениями. По мнению Ларионова, существует сохраняющий связь с предметностью реалистический лучизм и лучизм не связанный с реальной действительностью - неизобразительный.

Лучизм — это абстрактное искусство, основанное на вмещении световых спектров и светопередачи. В лучизме работали Михаил Лё-Дантю и другие художники группы «Ослиный хвост». Особое развитие лучизм получил в творчестве С.М. Романовича, который колористические идеи лучизма сделал основой «пространственности» красочного слоя фигуративной картины.

Картины лучистов (написаны в основном в период 1911-1914 г.) представляют собой практически абстрактные сочетания пучков разноцветных лучей и лучистых форм, лучистых диаграмм предметов, в которых сами лучисты видели освобождение энергии предметов от их пространственно-временной детерминации, или — от их визуальных внешних форм. Отсюда Ларионов говорит о четвертом измерении в искусстве — о лучисто-энергетическом, на котором лучизм и делал акцент. В Париже Ларионов и Гончарова применили лучизм к созданию театральных декораций с использованием реальных лучей освещения сцены в «русских сезонах» труппы Дягилева.

Несмотря на то, что лучизм широкого развития не получил, наравне с супрематизмом К. Малевича и общеевропейским кубизмом, он является одной из первых форм абстрактного (беспредметного) искусства и одним из первых проявлений авангардизма в живописи, стирая «границы между картинной плоскостью и натурой» и принимая за условное изображение луча на плоскости цветную линию.

Петух (М.Ф. Ларионов, 1912 г.)
Петух. М.Ф. Ларионов. 1912 г.

Лучистые лилии (Н. Гончарова, 1913 г.)
Лучистые лилии.
Н. Гончарова. 1913 г.

Лучизм (Н. Гончарова, 1912 г.)
Лучизм. Н. Гончарова. 1912 г.




A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я



Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Алексей Гаврилович Венецианов. Сайт художника.