Скопинская керамика
(от названия города Скопин Рязанской области)
Скопинский гончарный художественный промысел — традиционный вид народного искусства на рязанской земле. Своим возникновением промысел обязан глине, залегающей в больших количествах в окрестностях города Скопина. Глиняная посуда в местах, где позднее появился город Скопин, делалась еще во времена Киевской Руси. В этой посуде сбивали масло, заквашивали тесто, хранили молоко, воду, квас.
Годом рождения скопинского гончарного промысла считается 1640-й. Скопинский гончарный промысел развивался как и многие другие в России, производя гончарную посуду для крестьянского быта, печные трубы, кирпич, черепицу. Но во второй половине XIX века в Скопине появилась отрасль, прославившая его далеко за его пределами — производство глазурованных фигурных сосудов и подсвечников, многоярусных, украшенных сложной лепниной, выполненных в виде диковинного зверя или с фигурами птиц, рыб и животных.
Спрос на декоративные изделия поощрял мастеров делать их на продажу. Фантазийные фигуры возили на праздничные базары в Москву, Рязань, Липецк, а также в города южной России и на Украину. Их охотно покупали любители "экзотики" народного искусства, коллекционеры, иностранцы. В 1902 и 1913 годах скопинское изделия экспонировались на кустарных выставках и были неоднократно отмечены наградами. В 1900 году они были представлены на выставке в Париже.
Скопинский промысел всегда отличался широким ассортиментом изделий, буйством фантазии, исключительной смелостью пластических решений, оригинальными конструкциями сосудов, подсвечников, скульптур. Наряду с лаконичными гончарными формами делались сосуды с богатой лепниной, с изображением различных птиц, рыб, животных, сказочных и былинных персонажей.
Интересны кувшины с высоким горлом, туловом в виде медведя или хищной птицы скопы, с ручкой и носиком в виде змеи. Крышку часто завершала фигурка птицы, зайца или собаки. Иногда сосуд имел кольцевидный корпус, а внутри него помещалась фигура медвежонка или дракона. Порой делали бутыль в виде мужской фигуры с палкой в руке. Сохранились подсвечники в виде двуглавого орла, птицы скопы, мужика в полушубке и т.д. Среди образов скопинской керамики – Полкан-богатырь с дубинкой в руке, явно пришедший из лубочных картинок. Орнамент наносился всевозможными штампиками и стеками по сырой глине в виде оттисков. Характер орнамента мог быть как растительным, так и геометрическим, но геометрический преобладал.
Простой, строгий и значительный по своей сути геометрический орнамент очень подошел несколько асимметричным формам кувшинов и рукомоев, архитектурно выстроенным и украшенным лепниной квасникам и кумганам. Сосуды при этом выигрывали в игре сопоставлений и сочетаний линейного принципа — геометрии узоров, и живописного, проявлявшегося в форме сосудов, цвете, в рельефном и «лепном» характере самого орнамента. Другая его разновидность — растительного или абстрактно-символического характера — смотрится чужеродным элементом на «теле» сосуда и может легко разрушить его образную ткань. В арсенале скопинских мастеров были линейные прямые и волнистые пояски, кружочки и колечки, зубчики и ромбы, «строчка», ямочный и скобчатый орнамент. Часто встречались «лучистые» и «лепестковые» розетки, овалы-медальоны с узором «елочка» — все строго, геометрически, стилизованные.
Со своим появлением цвет стал играть важную роль в формировании художественного образа предметов. Скопинским мастерам удалось добиться удивительной красоты и разнообразия тонов глазурованного покрытия, которого, пожалуй, ни в одном российском гончарном центре — ни деревенском, ни городском — больше не встретишь. Помимо колористического богатства они обладают какой-то особой теплотой и благородством оттенков. Изделия глазуровались цветными поливами различных оттенков коричневого, желтого, зеленого, серо-синего цвета.
В изделиях скопинского промысла всегда чувствовался пытливый характер мастера-экспериментатора, часто изобретавшего новые формы, способы декорирования и обжига, порой заимствуя их из других ремесел. В начале XX века в городе насчитывалось около 50 мастерских. Некоторые впоследствии были объединены в артель "Керамик". На базе этой артели была создана Скопинская фабрика художественной керамики. Ныне это закрытое акционерное общество "Скопинская художественная керамика", численность — 160 человек, где, в основном, и сосредоточено наследие древнего народного промысла.
В годы первой мировой войны скопинский промысел постепенно пришел в упадок. Возрождение его относится уже к 1940-м — 1950-м г. В это время еще продолжали работать старые мастера скопинского промысла, которые хорошо помнили все основные особенности и приемы исполнения скопинской керамики. Их опыт и знания постепенно перенимают и осваивают более молодые мастера, пришедшие в промысел.
В 1960-х — 1970-х г. предпринимаются попытки создать особый тип сувенирной скопинской керамики. Это небольшие фигурки львов, птиц, сцены цирка и т.д. Наряду с этим создают мастера и традиционные для промысла квасники с птицами, подсвечники, вазы для фруктов. Большой талант, настоящая одержимость мастеров и виртуозное мастерство гончаров-художников смогли не только бережно сохранить до наших дней исконно русские традиции, неповторимый народный колорит уникальной скопинской керамики, но и продолжить их развитие, создать новые варианты скульптурных и многоярусных сосудов, кувшинов, подсвечников.
По достоинству оценен труд скопинских мастеров. Среди них есть заслуженные художники — Голованова Татьяна и Лощинина Татьяна, заслуженные работники культуры — Н. Насонова и А. Рожко, 10 художников являются членами Союза художников России. Ассортимент изделий, выпускающихся на скопинском промысле, как и в прежние времена, разнообразен. По-прежнему, самые интересные, по-настоящему уникальные произведения — квасники, кумганы, подсвечники, скульптуры, оправы для каминных часов делаются авторами вручную на гончарной основе. Также делается множество мелких гончарных сувениров, свистулек, горшочков для цветов.
Кувшин. Начало XX века.
|
Игрушка-свистулька «Наседка с цыплятами». Начало XX века.
|
Колокольчик. Скопинская керамика.
|