Исторический жанр
Зачатки исторического жанра известны с глубокой древности, когда воспоминания о реальных переселениях или войнах племён соединялись с фольклорным вымыслом и мифами. В Древнем Египте и Месопотамии исторические события воплощались либо в условных символических композициях (апофеоз военных побед монарха, передача ему власти божеством и т.д.), либо в циклах полулегендарных сцен, повествующих главным образом о подвигах правителя или его войска (рельефы или росписи на темы битв, походов, путешествий). В Древней Греции представления о пережитых событиях, как правило, облекались в мифологические образы. С распадом мифологических устоев мировоззрения стало возможным и драматическое изображение недавнего события с реальными героями (сцена битвы Александра Македонского с Дарием, 3-4 в. до н.э.). Связь древнеримских исторических рельефов с идеями могущества государства проявилась в композициях прославляющих военных триумфаторов и в документальных повествовательных фризах (колонна Траяна в Риме), где роль символических и мифологических фигур незначительна.
В средневековой Европе, где господствовал теологический взгляд на историю, религиозные сюжеты рассматривались как исторические, а реальные события изображались редко и условно (так называемый ковёр из Байё, около 1080 г.; миниатюры в исторических хрониках). С ростом национального самосознания связаны исторические сюжеты в русских иконах («Битва Суздальцев с Новгородцами», 15 в.; «Церковь воинствующая», 1552 г.) и миниатюрах («Кёнигсбергская летопись», конец 15 в.; «Лицевой летописный свод», 2-я половина 16 в.). Чаще изображения историко-батального и историко-бытового характера встречаются в искусстве Азии. В Китае ещё в эпоху Хань с яркими подробностями изображались битвы и походы (рельефы, гробницы семьи, 147—163 г.). Черты исторической действительности отражаются в средневековых росписях и рельефах Индии, Индонезии, Бирмы, Камбоджи.
Собственно исторический жанр начал складываться в эпоху Возрождения в Европе. В Италии фрески на темы актуальных событий были уже в 14 веке средством пропаганды общественных идей.
В 15 — начале 16 в. создавались многофигурные композиции с изображением битв (Паоло Уччелло), торжественных событий современной жизни (Мелоццо да Форли, Джентиле Беллини, Пинтуриккьо). Андреа Мантенья и Пьеро делла Франческа обращались к прошлому (в основном античному) как к героическому идеалу, образцу для современности. Во Франции миниатюры Ж. Фуке, С. Мармиона свидетельствовали о пробуждении интереса к достоверному воплощению исторических событий. В 16 в. итальянские художники Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль, Тициан прославили человека как героя истории, представляя исторические сюжеты в идеальном, вневременном плане. В картинах Якопо Тинторетто впервые героем стала людская масса с её драматическими судьбами. Известны и анонимные картины 16 века с острыми политическими сюжетами («Казнь Савонаролы»).
В 17—18 в. академизм выдвинул исторический жанр на первый план, понимая его как «высокий» жанр, включающий религиозные, мифологические и исторические сюжеты. Оформился и тип многофигурной торжественной по своему строю исторической картины. Помпезные историко-аллегорические композиции представляли монархов в облике античных полководцев, для искусства 18 в. характерны и эффектные декоративные решения исторических тем. Широко распространялись гравюры исторического содержания. Прогрессивные искания, наметившие будущие пути Исторического жанра, связаны с творчеством крупнейших художников 17 в.: Н. Пуссен (Франция) создал полные пафоса образы благородных античных героев («Смерть Германика», 1626—1627 г.); Д. Веласкес (Испания) с глубокой исторической объективностью представил конфликт противоборствующих сил — феодальной Испании и буржуазной Голландии («Сдача Бреды», 1634 г.). П.П. Рубенс свободно соединял историческую реальность с фантазией и аллегорией (циклы «История Константина», «История Марии Медичи», около 1622—1625 г.). Рембрандт (Голландия) воплотил воспоминания о героике нидерландской революции в сцене выступления стрелков в поход («Ночной дозор», 1642 г.) и в легендарном драматическом эпизоде освободительной борьбы батавов («Заговор Юлия Цивилиса», 1661 г.). В России исторический жанр начал развиваться в 1-й половине 18 века, с появлением русского светского искусства и исторической науки; сочетанием патриотической патетики, торжественной праздничности и документальной точности отмечены гравюры А.Ф. Зубова (изображения битв и празднеств Петра I), батальные картины, приписываемые И.Н. Никитину, рельефы для Триумфального столпа памяти Петра I и Северной войны, исполненные при участии Б.К. Растрелли, мозаика мастерской М.В. Ломоносова «Полтавская баталия» (1762—1764 г.).
Заговор Юлия Цивилиса. Харменс ван Рейн Рембрандт.
|
Полтавская баталия. М.В. Ломоносов.
|
Покорение Сибири Ермаком. В. Суриков.
|