Связующее вещество
Это вещество, входящее в состав краски и определяющее все ее специальные свойства, за исключением цветового тона, обусловленного пигментом. Главное назначение связующего вещества: скрепляя по высыхании частицы пигмента между собой и с грунтом, создавать связный и устойчивый красочный слой и тем обеспечить сохранность красок. Связующее вещество является основным компонентом красочного состава, оно определяет консистенцию краски, прочность, твердость, атмосферостойкость и долговечность покрытия. Связующее вещество целиком определяет способы наложения красок и закрепления их на основе, следовательно, технологические виды живописи определяются связующим веществом.
Связующие вещества при смешении с пигментами образуют красочную пасту, закрепляющуюся на поверхности грунта. Частицы пигмента являются нерастворимыми и просто образуют суспензию в связующем веществе. Связующее вещество должно обладать необходимыми физическими свойствами для обеспечения применения по назначению.
В качестве связующих веществ в производстве художественных масляных красок употребляют главным образом растительные, высыхающие и полувысыхающие масла. Также в живописи употребляют растительный и животный клей, яйцо, воск, смолу, в монументальной живописи — известь (известковое молоко); их смеси, комбинации с дополнительными веществами многочисленны, так же как разновидности керамических, силикатных, эмалевых, синтетических красок.
Из многочисленных видов растительных масел наибольшее применение в живописи имеют льняное, подсолнечное, ореховое и маковое. Растительные масла представляют собой сложное соединение, состоящее из глицерина с жирными кислотами; такие вещества в химии называются глицеридами.
Глицерин составляет постоянную часть масел, а жирные кислоты (так они названы потому, что преимущественно находятся в жирах и маслах) могут быть весьма разнородны: предельные — стеариновая и пальмитиновая и непредельные — олеиновая, линолевая и линоленовая и другие. Стеариновая и пальмитиновая кислоты — твердые вещества, а олеиновая, линолевая и линоленовая — жидкие.
Льняное масло является особенно ценным материалом в производстве художественных красок и лаков. Способность льняного масла быстро высыхать и образовывать прочную и эластичную пленку является незаменимым качеством для связующего вещества, применяемого в живописи.
В трактатах и рукописных подлинниках, относящихся к XV—XVIII векам, в рецептурных данных по приготовлению лаков и связующих красок льняное масло, предварительно обработанное посредством длительного отстаивания на солнце, является основным материалом почти во всех рецептах. До XV века в связующем веществе художественных красок преобладал главным образом водорастворимый клей животного и растительного происхождения, но затем масляная живопись получает повсеместное распространение.
Подсолнечное масло относится к полувысыхающим маслам. Подсолнечное масло для живописи надо предварительно обработать естественным или искусственным способом. Хорошо полимеризованные масла не подвержены потемнению. К числу положительных качеств масла надо отнести отсутствие явления сседания красочного слоя. Из-за отсутствия в подсолнечном масле линоленовой кислоты оно медленно высыхает, но очень слабо изменяет цвет, т.е. почти не темнеет. Пониженная склонность подсолнечного масла к пожелтению является ценнейшим качеством связующего вещества, употребляемого в производстве красок для живописи.
Ореховое масло обладает целым рядом ценных качеств по сравнению с другими маслами, применяемыми в живописи. Красочный слой, содержащий связующее ореховое масло, не растрескивается, более устойчив к внешним воздействиям и, главное, не желтеет и не изменяет оттенка белых и светлых красок. Ореховое масло широко использовалось в приготовлении красок и лаков мастерами живописи прошлого.
В письменных источниках по технике живописи, относящихся к XIV—XVI векам, ореховое масло упоминается почти во всех рецептах по изготовлению лаков для живописи. Масло значительно улучшает свои свойства после очень тщательной и длительной предварительной обработки его солнечным светом.
В маковом масле отсутствует линоленовая кислота, поэтому художественные краски, приготовленные на маковом масле, очень незначительно изменяют свой цвет. Однако пленка макового масла, по сравнению с другими маслами, легко поддается воздействию атмосферных влияний и разрушается с образованием глубоких трещин в красочном слое живописи, поэтому в необработанном виде и без смеси с льняным это масло опасно применять в производстве лаков и красок. Отсутствие линоленовой кислоты определяет также и более медленное высыхание макового масла, кроме того, в процессе высыхания оно сильно изменяет свой первоначальный объем, т.е. сжимается, образуя трещины.
Масло грецкого ореха.
|
Известь.
|
Льняное масло.
|