Абстрактное искусство
Возникло как анархический вызов общественным вкусам в ходе расслоения ряда течений в искусстве 20 в. — кубизма, экспрессионизма, футуризма и др.; в 1910—1913 г. первые его образцы в живописи создали работавшие в Германии экспрессионисты В.В. Кандинский и П. Клее, парижские «арфисты» — Р. Делоне, испанец Ф. Пикабия, чех Ф. Купка, итальянские футуристы — Дж. Балла, У. Боччони, Дж. Северини, в России — «супрематист» К.С. Малевич, «лучисты» М.Ф. Ларионов и Н.С. Гончарова, в Нидерландах — «неопластицисты» П. Мондриан, Т. ван Дусбюрг, Б. ван дер Лек. Работавшие в Париже украинец А.П. Архипенко, румын К. Брынкуши и другие обратились несколько позже к опытам абстрактной скульптуры.
После 1-й мировой войны абстрактное искусство питалось порожденными войной нигилистическими настроениями буржуазной интеллигенции (дадаизм — испанец Х. Миро, француз Ж. Арп); одновременно определилось стремление найти неизобразительным формам применение в архитектуре и декоративном искусстве (эксперименты группы Cтuль — в Нидерландах, Баухауз — в Германии), строить их по математическим и инженерным принципам (конструкции В.Е. Татлина, покинувших Россию братьев А. Певзнера и Н. Габо, позже — мобили американца А. Колдера).
Большая группа советских художников 1920-х г., видя несоответствие программ абстрактного искусства целям советской культуры, перешла к практической работе в прикладном искусстве и художественном конструировании (Татлин, Л.С. Попова).
В годы 2-й мировой войны в США возникла школа «абстрактного экспрессионизма» (живописцы Дж. Поллок, М. Тоби), распространившегося после войны во многих странах (под названием «ташизма», или «бесформенного искусства») и провозгласившего своим методом бессознательность и автоматизм творчества, непредвиденность эффектов.
В живописи и графике стала культивироваться изощрённость неожиданных цветовых и фактурных сочетаний (А. Манесье, Ж. Дюбюффе, П. Сулаж во Франции, К. Аппел в Нидерландах, Афро Базальделла в Италии), в скульптуре — парадоксальная причудливость композиции и обработки материалов (С. Липтон в США, Э. Чильида в Испании).
В середине 20 в. абстрактное искусство стало в буржуазных странах привилегированным и воинствующим направлением, стремящимся к абсолютному господству; оно повляло и на искусство некоторых социалистических стран (Польша, Югославия, Чехословакия). В 1960-е г. абстрактное искусство эволюционирует в сторону орнаментально-геометрических композиций («оп-арт»), как течение абстрактное искусство теряет свои позиции и вытесняется различными по характеру и целям течениями, обращающимися к предмету и изображению.
Отплытие кораблей. П. Клее. 1927 г.
|
Окна. Р. Делоне. Фонд Гуггенхайма.
|
На бульваре в Тунисе. П. Клее. 1918 г.
|